Для рассмотрения в Госдуме подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ожидается, что он должен внести правовое единообразие в сложившуюся разнородную практику формирования городских округов на сельских территориях. Документ предлагает направить средства на улучшение качества жизни людей в поселениях за счет сокращения числа чиновников.


Главной новацией законопроекта является введение нового типа муниципального образования: муниципальный округ. Такая правовая унификация позволит исключить практику образования на исключительно сельских территориях городских округов. 

В то же время инициатива призвана сократить число местных чиновников на порядки (по предварительным подсчетам, в некоторых местах их число уменьшится в пять раз). В частности, это позволит сэкономить деньги для реализации программ по улучшению социальной инфраструктуры на территории поселений.

В чем актуальность законопроекта

Объединение поселений и преобразование муниципальных районов в округа за последние три года превратилось во всероссийский тренд. В апреле 2017 года был принят федеральный закон № 62–ФЗ, который предусматривал вариант преобразования муниципального района путем объединения поселения с уже существующим городским округом. 

Однако наиболее распространенным в регионах оказался процесс объединения всех поселений муниципального района в одно поселение с последующим наделением его статусом городского округа. В результате, несмотря на наличие закона жители и власти различных регионов искали собственные способы укрупнения муниципальных образований. Все это привело к чрезвычайной пестроте различных правовых практик, подавляющее большинство из которых не было в полной мере легальна. 

Экономическая обоснованность

Предложенная новым законопроектом форма муниципального округа позволит корректно в экономическом, социальном и правовом аспектах объединить несколько поселений. Это снизит издержки на управление, сократив количество чиновников, а в конечном итоге даст возможности увеличить консолидированный бюджет муниципального образования. 

Например, даже в относительно депрессивном Ставропольском крае только в Минераловодском городском округе за счет сокращения административного аппарата сэкономили в 2017 году 55 миллионов рублей. 

Специфика таких территорий в том, что 90% бюджетов сел и поселков дотационные. Для получения помощи от более богатых населенных пунктов им требуется пройти долгую бюрократизированную процедуру. В случае же создания муниципального округа, подразумевающего единый бюджет, власти смогут оперативно реагировать на нужды поселений и сбалансированно распределять средства между ними.

Инвестиционные перспективы

Высвобожденные за счет сокращения чиновничьего аппарата средства могут быть направлены на развитие территорий, в том числе отдаленных. В то же время упорядочение новым законопроектом процесса преобразования муниципальных районов в округа позволит снизить издержки в управлении землей и имуществом. 

Как показывает практика, создание образований аналогичных планируемым муниципальным округам привлекает инвесторов: они готовы активнее вкладываться в развитие экономики территории, поскольку решать все вопросы можно только с одной администрацией округа, а не тратить время, силы и деньги на прохождение ряда бюрократических ступеней. 

Рост инвестиций и более активное развитие муниципальных округов обусловлено также тем, что они могут принимать участие в федеральных проектах и грантовых программах, которые недоступны поселениям.

Что сохранится

При этом новый законопроект не предусматривает механизм автоматического преобразования всех муниципальных образований под единую модель. Согласно нему, появление муниципального округа возможно только в случае наличия объективных экономических, социальных, демографических, инфраструктурных предпосылок. 

Преобразование территории будет легальным только в том случае, если это поспособствует его развитию. И, конечно, для преобразования необходима поддержка представительных органов всех поселений и муниципального района.

Но даже если населенный пункт будет включен в муниципальный округ, то это совсем не значит, что он в нем растворится. Как географический объект он продолжит существовать в прежних границах. Соответственно жители села так ими и останутся, даже если войдут в состав муниципального округа. И самое главное, льготы, положенные жителям сельской местности, как и налогообложение, также останутся без изменений.

Что изменится

Меняется, в первую очередь, система управления. В данный момент существует определенная неразбериха с полномочиями муниципалитетов. Отсутствует единое нормативно-правовое поле: районные власти издают одни акты, поселения – другие, а результате эти документы зачастую по содержанию дублируются, что обходится дорого бюджету. 

Сейчас органы на местного самоуправления законом № 131–ФЗ возложен большой объем несвойственных им функций, эксперты отмечают несбалансированность объема полномочий и ресурсов муниципалитетов, что препятствует выполнению ими востребованных населением запросов. 

Например, муниципалитетам приписывается профилактика терроризма и экстремизма; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, деятельность аварийно-спасательных служб и формирований; мобилизационная подготовка и пр. В то же время муниципальные власти зачастую лишены возможности решать вопросы, касающиеся непосредственного жизнеобеспечения на местах: например, первичного здравоохранения, дошкольного, общего и дополнительного образования.

Законопроект может частично решить эти проблемы, разгрузив глав поселений от бумажной работы и позволив им уделять больше времени практическим мерам в ответ на запросы местных жителей. 

Зарубежный опыт 

Непосредственным аналогом законопроекта выглядит современный опыт прибалтийских и скандинавских стран. Особенно выделяется Финляндия, где только за последние четыре года количество муниципальных образований уменьшилось в четыре раза. 

Финская реформа муниципальных территорий – проект «Парас» – предусматривает слияние коммун и присоединения частей одних коммун к другим для создания муниципалитета на основе занятости населения или иной функциональной целостности, обладающей экономическими или ресурсными предпосылками.

Успех реформы по укрупнению муниципалитетов заставил финские власти перейти к новой ступени централизации территориального управления. Проходящая почти параллельно с воплощением в жизнь российской программы создания муниципальных округов финская реформа предполагает передачу с этого года в ведение провинций от муниципалитетов двух ключевых отраслей – здравоохранения и социального обеспечения. Результатом этого станет переход в регионы около половины служащих муниципалитетов.

Аналогичные действия предпринимаются и в других соседних с нами северо-европейских странах. Присутствует, конечно, и негативный опыт. Например, в Эстонии, по словам экспертов, после укрупнения муниципалитетов сильные стали еще сильнее, а слабые совсем не развиваются. Предположительно, это происходит из-за того, что из последних уходят представители власти. Однако новый российский законопроект учитывает опыт данной проблемы и предусматривает сохранение для всех граждан возможности непосредственного доступа к органам власти. 

Валерий Ермолин