Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Принятый в 1996 году закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" был, безусловно, важен. Но он носил так называемый рамочный характер, определяя общие принципы, содержание и меры социальной поддержки. Соответственно, ряд статей этого закона требовал внесения поправок в другие законодательные акты — с тем, чтобы обеспечить их правоприменительную практику.

Одним из наиболее болезненных был вопрос обеспечения сирот жильем, предусмотренный статьей "Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение". Поэтому в том же втором созыве, в 1997 году, депутаты инициировали два законопроекта о внесении изменений в Жилищный кодекс РСФСР и в закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Как определил докладчик, Андрей Селиванов (НДР), "чтобы не было недоразумений".

Эти были схожие поправки. И речь в них шла о том, что в случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны, попечители, приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам.

Оба законопроекта палата приняла в первом чтении квалифицированным большинством голосов.

Ко второму чтению, состоявшемуся осенью того же 1997 года, поступил ряд поправок, в том числе от президента, правительства, Совета Федерации. Докладывавший Андрей Селиванов заверил, что все они учтены. Собственно, к отклонению предлагалась всего одна поправка — Думы Приморского края, в которой предлагалось внести полностью в Жилищный кодекс статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Предложенные профильным комитетом таблицы поправок, рекомендованных к принятию и отклонению, не вызвали ни вопросов, ни возражений и были приняты в течение буквально нескольких минут. Без осложнений прошло и третье чтение. Все голосования собрали конституционное большинство голосов.

Совет Федерации направил законы президенту РФ без рассмотрения. Но президент наложил на них вето. И немудреные эти законодательные акты перешли в программу думской работы на следующий, 1998 год. В марте согласованный вариант представлял палате полномочный представитель президента РФ Александр Котенков. Он напомнил, что эти два закона (о внесении изменений в Жилищный кодекс РСФСР и в закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") шли в блоке. Они вместе были отклонены. Но если по одному из них просто были сняты основания, по которым он был отклонен, то по поправкам в Жилищный кодекс РСФСР профильный комитет учел два замечания президента, которые сам Котенков назвал незначительными: это приведение законопроекта в соответствие со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот...". В согласованной редакции оба замечания были учтены. И Госдума вновь приняла закон конституционным большинством.

А через неделю оба закона получили одобрение Совета Федерации, который на сей раз решил все же за них проголосовать. Доклад сенатора Владимира Торлопова был лаконичен: эти законы связаны между собой; речь в них идет о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части закрепления прав указанных детей на жилое помещение; все замечания президента учтены, правительство дало положительное заключение. И оба закона в течение двух минут были приняты единогласно. И в апреле 1998 года они вступили в силу.

С тех пор немало воды утекло, немало изменилось в законодательстве: в 2004 году был принят новый Жилищный кодекс, в 2012 году — закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в 2019 году вступят в силу уже принятые поправки в закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"… Но всё это — уже в развитие тех первых шагов по защите сирот, которые были сделаны в 90-х.