Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Задержки с выплатой зарплат были реальной серьезной проблемой в 90-х. Причем касалось это как бюджетников, так и работников предприятий и организаций других организационно-правовых форм. Естественно, эта ситуация порождала социальную напряженность в обществе. И в июле 1998, буквально за месяц до дефолта, группа депутатов — членов Комитета ГД по труду и социальной политике — внесла проект федерального закона «О выплате компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы».

Понятно, что в ноябре, когда рассматривался этот законопроект, ситуация после дефолта лишь усугубилась. По словам докладчика, Александра Кузнецова («Яблоко»), задолженность по зарплате являлась на тот момент одной из основных проблем и, несмотря на принимаемые меры, продолжала увеличиваться. При этом, по его данным, просроченная задолженность из-за отсутствия собственных средств в организациях в три раза превышала сумму задолженности по зарплате из-за отсутствия бюджетного финансирования и составляла более 65 миллиардов рублей.

Предлагаемые проектом закона выплаты, с одной стороны, являлись санкциями для работодателей, с другой стороны, компенсировали работникам потери из-за задержки заработной платы. Введение такого механизма, по мнению авторов, позволило бы реализовать предложенный Конституционным Судом РФ принцип, в соответствии с которым налоговые платежи, заработная плата и платежи во внебюджетные фонды должны осуществляться при недостаточности денежных средств на счетах предприятий в одной очереди. То есть работодателю будет одинаково невыгодно задерживать платежи в бюджет, во внебюджетные фонды и выплату заработной платы.

Источниками финансирования компенсационных выплат предлагалось сделать штрафы и пени в случае несвоевременного перечисления средств на счета предприятий из бюджетов, что и было установлено Бюджетным кодексом.

Заключение Правительства РФ на этот законопроект Александр Кузнецов назвал циничным и в подтверждение такой оценки зачитал несколько строк, из которых следовало, что кабмин считает данный законопроект чрезвычайно актуальным, но что предложенный депутатами механизм не может обеспечить ликвидацию задолженности, более того — он может привести к обострению социальной обстановки. При этом иного механизма Правительство не предложило.

Рекомендация профильного комитета — принят законопроект в первом чтении.

Докладчику оппонировал заместитель министра труда и социального развития РФ Валерий Январев. Он подтвердил, что Правительство считает, что этот законопроект не решает проблемы ликвидации задолженности по заработной плате. Более того, он ухудшает положение людей, которые не получают в течение какого-то времени заработную плату, поскольку смысл закона состоит в том, что работодателю, когда он не в состоянии заплатить заработную плату, предлагается еще и ответить на иск через суд или через трудовой арбитраж. Это в принципе не решает проблемы, а заставляет работника дополнительно обращаться еще раз в соответствующую инстанцию. Но тот же самый работник может решить эту проблему, если он будет обращаться в суд сразу с целью возмещения морального ущерба или получения компенсации. Это все должно решаться одним-единственным обращением в суд. Предлагаемая же юридическая практика ставит работника в более сложное положение.

Еще один аргумент замминистра — финансовых средств на обеспечение таких выплат в бюджете нет. Их нет в бюджете 1998 года, они не предусматриваются и в бюджете на 1999 год. Январев также сообщил, что Правительством уже принимаются меры, направленные на обеспечение текущих бюджетных выплат. И предположил, что было бы правильно не принимать сейчас предложенный законопроект, а к следующему году переориентировать его на обеспечение выплат зарплат в небюджетном секторе.

Но депутаты решили иначе. И приняли проект закона «О выплате компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы» в первом чтении.

Второе чтение состоялось через полгода. И то не сразу. Не в первый раз возникла путаница с таблицами поправок. Как заявил представитель Правительства РФ Геннадий Батанов, «те поправки, которые относятся к Правительству Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не вносило, и в то же время внесенные Правительством Российской Федерации поправки ни в той, ни в другой таблице не учтены».

После недолгого спора, что же именно является поправками и как их следует оформлять, было решено отложить этот законопроект, «чтобы не подумали, что мы здесь кого-то обхитрили». А Александра Кузнецова председательствующий попросил «сделать нормально таблицы». 

Через неделю Кузнецов сообщил, что за это время комитет успел провести очередные парламентские слушания по проблемам задержки заработной платы, участники которых высказались в поддержку законопроекта. Кроме того, на слушаниях прозвучала, по словам докладчика «некоторая интересная информация». В частности, что невыплата заработной платы, как и в целом неплатежи, является своего рода бизнесом для ряда работодателей и что существуют специальные структуры, которые занимаются «прокрутками».

Что касается собственно законопроекта, то Александр Кузнецов лишь сообщил, что при доработке было несколько изменено его название, не меняющее концепции. Теперь он стал называться О денежной компенсации работникам в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы или сумм, причитающихся работнику при увольнении».

Таблицы поправок проголосовали без особых проблем. Если не считать, конечно, того факта, что просьба Геннадия Батанова проголосовать отдельно две поправки Правительства РФ была проигнорирована на том основании, что эти поправки касаются размеров компенсации и нарушают концепцию законопроекта.

На том же заседании палата приняла законопроект и во втором, и в третьем чтениях. Причем все голосования были проведены внушительном конституционным большинством — до 376 человек.

В июне 1999 года Совет Федерации отклонил закон «О денежной компенсации...». Комитет СФ счел, что он «не решает главного вопроса, то есть не обеспечивает реальной законодательной ответственности работодателя за выполнение им своей обязанности своевременно производить оплату труда наемного работника». Оставался открытым и вопрос об источниках финансирования.

Была создана согласительная комиссия, которая в октябре 1999 года представила новую редакцию закона. Он был дополнен статьей, которая предусматривала, что с работодателей, задерживающих заработную плату, помимо компенсации работникам взыскивается одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального банка на специальный счет в федеральном казначействе. И затем по решению суда эти средства могут списываться на погашение задолженности по зарплате бюджетникам. Кроме того, было снято ограничение размера денежной компенсации.

И снова «за» - конституционное большинство депутатов. И снова — вето Совета Федерации, несмотря на согласованный вроде бы текст закона. Однако у сенаторов возникли запоздалые вопросы и сомнения. Вспомнили о существовании других законов, по которым работник может обратиться в суд за компенсацией; о непонятной ситуации в сельском хозяйстве, где где выплаты производят натурой; о ценах на энергоносители, которые сделали экономику неплатежеспособной. Словом, как сформулировал председательствующий, «комитет предлагает одобрить закон, но некоторые коллеги возражают». И позиция этих «некоторых» перевесила.

Еще раз создали согласительную комиссию, которая по просьбе членов Совета Федерации внесла изменения по сроку введения в действие данного закона. Ранее предполагалось, что он вступит в силу с 1 января 2000 года. Но так как произошла затяжка с его принятием, решили, что он может быть введен в действие с 1 июля следующего года — «чтобы стимулировать работодателей и дать им возможность сократить задолженность по заработной плате».

Эту версию закона «О денежной компенсации...» одобрили и Госдума, и Совет Федерации. Но в декабре 1999 года он был отклонен Президентом РФ. Создали, как водится, специальную комиссию, которая вынесла свой вердикт уже в Госдуме третьего созыва, в мае 2001 года. Вердикт гласил, что, «проанализировав состояние и перспективу прохождения данного закона, спецкомиссия вносит предложение снять данный федеральный закон с дальнейшего рассмотрения».

В том же 2001 году был принят КоАП РФ, содержавший статью «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», которой и предусматривается ответственность работодателя за своевременную выплату заработной платы.