Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Законотворческую активность депутатов можно измерять по-разному: можно по количеству внесенных законопроектов, а можно по их качеству. При сравнении этих двух показателей зачастую становится очевидной некая псевдоактивность — то есть инициатив много, а толку чуть. Таких законопроектов-"пустышек", увы, немало. К их числу можно отнести и проект федерального закона "О гарантиях развития высшего образования в регионах Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", внесенный Сергеем Бабуриным ("Народовластие") в 1998 году.

Само название его вызывает недоумение, поскольку законопроект — федеральный, а суть его — региональная. Не менее странно и содержание документа. Состоит он всего из трех статей. Две из них призывают действовать исключительно в соответствии с федеральными законами Российской Федерации (а может быть иначе?). В частности, проектом устанавливается, что "военные и гражданские высшие учебные заведения, расположенные и действующие на территории регионов Сибири и Дальнего Востока РФ по состоянию на 1 января 1997 года, не могут быть ликвидированы или подвергнуты реорганизации или слиянию иначе как в соответствии с федеральными законами Российской Федерации". То же самое касается передачи высших учебных заведений этого региона, независимо от их ведомственной принадлежности, из федерального бюджета на бюджет субъектов РФ. Ну, а правительству РФ предписывается открытие новых учебных заведений в Сибири и на Дальнем Востоке считать приоритетной задачей.

Неудивительно, что этот законопроект пролежал без движения почти два года. И только в 2000 году, в Госдуме следующего, третьего созыва, профильный Комитет ГД по образованию и науке принял его к рассмотрению и вынес свой вердикт: рассмотрение указанного законопроекта считать нецелесообразным. Это было связано в том числе с принятием изменений и дополнений в федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию".

После этого проект закона "О гарантиях развития высшего образования в регионах Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" четырежды включался в повестку дня заседания палаты, но рассмотрение его неизменно откладывалось. И только на пятый раз, в сентябре 2000 года, Госдума решила все же им заняться. Тем более что, по словам Александра Кругликова (КПРФ), "он не потребует много времени, двух минут будет достаточно для того, чтобы снять проблему". 

Его поддержал Олег Смолин (Агропромышленная группа), который сообщил, что Сергей Бабурин как субъект права законодательной инициативы согласен, чтобы его законопроект был отклонен (сам он отозвать его не мог, поскольку депутатом третьей Госдумы не являлся).

Вопрос поставили на голосование, в котором большинство депутатов (376 человек) участия не принимали. Таким образом, законопроект был снят с рассмотрения даже менее чем за две минуты.

Такова отнюдь не исключительная судьба одного из многочисленных законопроектов, заведомо обреченных на отклонение.

В качестве подтверждения — немного статистики. Сергей Бабурин внес всего 67 законопроектов. Из них 12 были отозваны самим субъектом права, 15 возвращены автору для исполнения требований Конституции РФ и регламента Госдумы РФ, 38 отклонены в первом чтении или сняты с рассмотрения Советом Думы, и только 2 (к слову сказать, не слишком значимых) приняты.

И это — Сергей Бабурин, далеко не новичок в законотворческой деятельности: член Верховного Совета РСФСР, депутат Госдумы РФ трех созывов, в совсем недавнем прошлом — кандидат в президенты России...