Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

История законопроекта «О монетах из драгоценных металлов» берет свое начало в Госдуме второго созыва. В 1999 году он был внесен группой депутатов, представлявших практически все фракции — от КПРФ до «Яблока». Однако предварительные этапы его прохождения затянулись, и он перекочевал в план работы следующего, третьего созыва. В первом чтении проект этого закона рассматривался в феврале 2002 года.

Докладчик, Александр Кругликов (КПРФ) напомнил, что при принятии в третьем чтении федерального бюджета на 1999 год было записано поручение Правительству РФ совместно с Центробанком рассмотреть вопрос о выпуске в обращение золотых монет, обладающих статусом официальной денежной единицы. Цель — вовлечение в финансовый оборот денежных накоплений граждан России, развитие золотодобывающей промышленности, решение ряда других проблем.

Задача эта не была реализована. Вот почему группа депутатов взяла на себя эту миссию и разработала соответствующий законопроект. Он предусматривает, чтобы в период, который характеризуется мировой экономической и финансовой нестабильностью, предоставить гражданам РФ возможность выбирать: хранить свои наличные накопления в рублях, в долларах или в золотых монетах. Сейчас у населения такой возможности нет, что, по мнению докладчика, «поддерживает долларовую экспансию, бесплатное кредитование Соединенных Штатов Америки — ведь за каждый доллар Америки отдаются ресурсы России».

Для выравнивания условий хранения наличных накоплений в валюте и золоте в данном законопроекте были заложены четыре концептуальных положения: снять НДС с монет; ограничить при продаже предельную наценку на монеты в 3-4 процента к лондонскому фиксингу; создать механизм неограниченного обеспечения граждан золотыми монетами за их деньги через предоплату и беспошлинную закупку золота на внешнем рынке; обеспечить гарантированную скупку монет с минимальными потерями для частных лиц через Сбербанк.

Кругликов отметил, что оппоненты законопроекта отмечают противоречия отдельных его  положений действующему законодательству. Он подтвердил, что действительно, в соответствии со статьей 75 Конституции и законом «О Центральном банке» порядок выпуска и регулирование обращения монет возлагается на ЦБ. Но, как водится, предложил внести поправки ко второму чтению.

Содокладчик, заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Игорь Анненский, хоть и был коллегой Кругликова по фракции КПРФ, но законодательную инициативу не поддержал. Причины — и уже указанные противоречия Конституции и федеральному законодательству, и попытка решать вопросы, связанные с налогообложением, минуя Налоговый кодекс, и, наконец, просто бытовые сложности с обращением монет, котировка которых ежедневно меняется.

Отвечая на вопрос, какова практика применения монет из драгоценных металлов как средства платежа (например, в царской России) и почему сейчас это невозможно, Анненский пояснил, что ни в одном государстве никогда не было ситуации, когда нарицательная, написанная на монете стоимость не соответствовала бы стоимости при принятии этой монеты в качестве платежа. «Поймите, когда у вас на монете написано «10 рублей», она может стоить при этом и миллион рублей, но если вы хотите официально ею заплатить, она должна быть принята по 10 рублей, как на ней написано. И это всегда и везде было».

В ходе обсуждения прозвучали следующие цифры. По данным Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки, предоставленным разработчикам законопроекта, на тот момент на руках у населения страны находилось порядка 75-80 миллиардов долларов США. Они, по мнению Кругликова, никогда не вернутся на американский финансовый рынок, потому что «их наштамповали и сюда выбросили». Рухнет эта финансовая пирамида — это потери и населения, и государства. А появление определенной альтернативы в виде тех же монет из драгметаллов позволит государству и нашим гражданам избежать этой опасности. Кроме того, по заключению целого ряда академических институтов, введение в оборот монет из драгметаллов будет способствовать экономическому оживлению и финансовой стабильности.

Законопроект гарантировал ликвидность этих монет — предполагалось вменить в обязанность Сбербанку выкупать монеты, однако курс, по которому они будут выкупаться, никому не известен и будет зависеть от курса столь ненавистного доллара.

Выступавшие высказывали критику в адрес законопроекта, но при этом подчеркивали его важность и злободневность, усиленно призывали «не бояться», принять его в первом чтении, а уж затем доработать.

Итог депутатской дискуссии блестяще подвел Николай Гончар (независимый): «Уважаемые коллеги, Карл Маркс за время наших дебатов перевернулся в гробу несколько раз. Мы же учили в школе политэкономию, четыре функции денег, в конце концов, «Евгения Онегина» читали по поводу того, каким был Онегин великим экономом, который знал, почему государству не нужно золота, когда оно имеет простой продукт. Ввести в обращение мерные слитки нельзя. На этих не монетах даже нужно напечатать их вес, если это в золоте. Ни «10 копеек», ни «10 рублей» напечатать нельзя. Правильная задача — уменьшать влияние доллара на экономику и на денежное обращение в стране — предлагается к решению абсолютно непригодными средствами. И не нужно это уже доказывать, повторяю, это всё уже доказано в любом учебнике политэкономии».

Представитель Правительства РФ Андрей Логинов заявил, что кабинет министров не поддерживает данный законопроект, поскольку при его реализации только «усугубятся те кризисные, проблемные явления, которые сегодня еще наблюдаются в экономике, в ее реальном секторе и, конечно, в системе денежного обращения».

А представитель Президента РФ Александр Котенков сделал для депутатов небольшой исторический экскурс — «чтобы развеять миф о всесильности золотого червонца в Советской России». Золотого червонца в виде монеты никогда не было. Была красная ассигнация, на которой было написано: «Золотой червонец». Вот эти ассигнации обеспечивались золотым запасом государства, и эту ассигнацию можно было обменять на эквивалентный кусочек золота, но не было золотых монет в Советской России!

Что касается собственно закона, то Котенков назвал его бессмысленным, поскольку стоимость драгоценных металлов — величина непостоянная, котировки и, соответственно, цены постоянно меняются. Таким образом, в любом случае, если мы выпускаем монеты из драгоценных металлов, мы вынуждены будем поступать с ними также, как с долларом: если сегодня котировка металла выше, чем номинал монеты, я пойду в обменный пункт, сдам эту монету и получу на нее рубли. Если в этот момент товарная стоимость ниже, я ее придержу, пока эта товарная стоимость не вырастет. И в любом случае монеты из драгоценных металлов превращаются в средство накопления, а не в средство платежа. Поэтому данный закон совершенно бессмысленен.

И, наконец, цитата из заключения Центрального банка на данный законопроект, в котором идея выпуска в обращение в Российской Федерации монет из драгоценных металлов названа сомнительной, поскольку «до решения таких фундаментальных проблем российской экономики, как хронический бюджетный дефицит, кризис неплатежей и государственной задолженности, низкая эффективность реального сектора экономики, любые радикальные изменения в денежном обращении могут только усугубить их остроту».

Обсуждение проекта закона «О монетах из драгоценных металлов» было обстоятельным и продолжительным — на него был потрачен целый час пленарного заседания. Но результат оказался нулевым: в первом чтении законопроект принят не был и остался лишь достоянием истории российского парламентаризма.