Частные детективы и частные охранные агентства — это было нечто совершенно новое в постперестроечной России. Помнится, когда в числе депутатов Госдумы первого созыва оказался частный детектив, это воспринималось как некая экзотика. Между тем эта новая сфера деятельности реально существовала, развивалась и требовала законодательного регулирования. 

В 1992 году Верховный Совет РФ принял закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Закон этот благополучно работал пять лет. Однако события в новейшей истории России развивались стремительно. И вскоре стало очевидно, что законодательная база в этой части безнадежно устарела. И в 1997 году Правительство РФ внесло в Госдуму проект изменений и дополнений в соответствующий закон.

В пояснительной записке указывалось, что необходимость разработки законопроекта обусловлена тем, что с момента принятия Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" существенно изменилась законодательная база, являющаяся основой для его применения: действует новая Конституция РФ, приняты Гражданский кодекс РФ и новый Уголовный кодекс РФ, федеральные законы "Об оружии", "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие.

Законопроект был подготовлен межведомственной рабочей группой с участием представителей заинтересованных министерств и федеральных органов исполнительной власти, ассоциации российских банков, частных охранно-сыскных организаций, специалистов научно-исследовательских институтов, руководителей ряда предпринимательских и коммерческих структур. 

И вот в декабре 1997 года проект изменений и дополнений в Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" был вынесен на рассмотрение Госдумы РФ второго созыва. Докладывал официальный представитель Правительства РФ, заместитель министра внутренних дел РФ Петр Латышев.

Он сообщил, что на тот момент в России было зарегистрировано 10,2 тысячи охранно-сыскных предприятий, в которых работало 140,6 тысячи человек лицензированного персонала. На вооружении находилось 65,1 тысячи единиц различных видов огнестрельного оружия. Серьезные цифры. 

Естественно, что цель законопроекта — обеспечение единой государственной политики в области частной охраны и детективной деятельности, введение системы мер государственного контроля за этими видами деятельности для защиты конституционных прав граждан, обеспечения интересов личности, общества и государства. 

В законопроекте впервые давалось четкое определение понятий частного детектива, частного охранника, частной охранной детективной организации, службы безопасности юридического лица. Был дан перечень видов частных детективных и охранных услуг, на осуществление которых требуется получение лицензий , устанавливались правила их выдачи. 

В нем также были определены четкий порядок и условия применения огнестрельного оружия и специальных средств в соответствии с основными принципами применения силы, принятыми пятым Конгрессом ООН. 

Кроме того, в предлагаемом законопроекте были усилены гарантии социальной и правовой защиты частных охранников и детективов с учетом возрастающей роли этих структур в охране правопорядка и борьбе с преступностью. Предусмотрен также новый порядок изготовления бланков лицензий и удостоверений личности, ограничивающий возможность подделки указанных документов. 

Латышев подчеркнул важность рассматриваемых проблем и попросил депутатов поддержать законопроект в первом чтении.

Выступивший с содокладом заместитель председателя Комитета по безопасности Виктор Рожков ("Российские регионы") согласился, что существующий на тот момент закон "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" не обеспечивает в полной мере правовое регулирование деятельности данных структур. Представленный правительством проект изменений и дополнений в этот закон он оценил как фактически новую редакцию. По его словам, "в целом проект данного закона направлен на обеспечение единой государственной политики в области частной охранной и детективной деятельности в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Законопроект имеет принципиальное значение для повышения роли частных и охранных структур в охране правопорядка и борьбе с преступностью". 

Но вместе с тем профильный комитет имел и ряд серьезных замечаний к законопроекту. Так, в статье "Виды частных детективных услуг" говорилось, что в целях детективной деятельности разрешается сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. А это вступает в противоречие с Уголовно-процессуальным кодексом, в котором четко прописаны права и обязанности всех сторон. И в данном случае никакой договорной основы между участниками процесса не может быть. 

Нуждалась в переработке, на взгляд членов Комитета по безопасности, статья, где говорится об условиях применения специальных средств, гражданского и служебного оружия. В одном из пунктов этой статьи говорится об обеспечении лицам, получившим телесные повреждения, доврачебной помощи и немедленном сообщении о происшедшем в органы внутренних дел и здравоохранения. По непонятным причинам почему-то исчез пункт об уведомлении работников прокуратуры, его необходимо добавить. 

В заключение Рожков высказал две взаимоисключающие позиции. Сначала он заявил, что имеется и ряд других замечаний, которые могут быть учтены и доработаны во втором чтении. И тут же сообщил, что есть предложения изменить форму названия проекта и принять совершенно новый закон, указав в одном из его пунктов утрату силы старого. Тем не менее, депутат выразил уверенность, что законопроект ко второму чтению будет доработан и его принятие сыграет серьезную роль в совершенствовании форм борьбы с преступностью. 

Докладчик попросил поддержать законопроект и попросил быть внимательнее при голосовании, потому что в зале очень мало народу. 

Надо сказать, что данный вопрос был последним в повестке дня того заседания. После докладов до его закрытия оставались считанные минуты. На это обратила внимание независимый депутат Рита Чистоходова. И сделала далеко идущие выводы: "Этот закон не так безобиден, как многим кажется. У нас и так достаточно правового беспредела в стране. А здесь вообще развязываются руки. Нас будут записывать, снимать, стрелять и так далее. Поэтому не надо было этот проект закона ставить на обсуждение, когда уже кончается заседание. Это сделано специально". 

Предложение продлить заседание за пять минут до его окончания палата не поддержала. Зато поддержала инициативу голосовать в первом чтении без вопросов и обсуждения. Спустя еще минуту состоялось голосование, но для принятия проекта не хватило шести голосов. Тут же решили переголосовать. И за две минуты до окончания заседания законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" был все же принят в первом чтении.

На этом в истории данной законодательной инициативы можно поставить точку. Вопреки оптимистичному прогнозу Рожкова, что после доработки ко второму чтению будет принят качественный закон, ни второго чтения, ни третьего не состоялось. По каким-то причинам проект оказался отложен на целых четыре года и вновь "всплыл" только в 2001 году, уже в Госдуме третьего созыва.

В декабре того года член Комитета по безопасности Геннадий Гудков ("Народный депутат") от имени Комитета попросил проголосовать за два постановления: о переводе законопроекта из второго чтения в первое и о последующем снятии его с рассмотрения. 

Как сообщил докладчик, это предложение возникло по двум соображениям. Во-первых, законопроект рассматривался с 1997 года, а за это время было принято много новых законов, которые, естественно, изменили правовую базу. Во-вторых, при его рассмотрении было допущено много процедурных неточностей и ошибок, поэтому принимать его нельзя по Регламенту. Гудков также уточнил, что это решение согласовано с Правительством РФ, которое было инициатором внесения законопроекта. 

Буквально за две минуты, без вопросов и обсуждения, оба постановления были приняты Госдумой. 

Перед голосованием Гудков сообщил, что уже создана межведомственная рабочая группа, которая с учетом произошедших изменений в законодательстве приступила к выработке нового текста закона и что в ближайшее время согласованный законопроект будет внесен для рассмотрения в первом чтении. Однако и этот прогноз не подтвердился. Никакого нового варианта закона Госдуме представлено не было. Так что по сей день действует принятый Верховным советом РФ закон-долгожитель "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", в который с 2002 по 2016 год было внесено 19 поправок.