Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

В 90-е годы законотворческая деятельность в области прав ребенка. По данным Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, только в 1995 году, в Госдуме первого созыва, было принято 16 федеральных законов, подписано 7 указов Президента и 20 постановлений Правительства РФ, так или иначе защищающих интересы детей. 

Однако депутаты второго созыва нашли пробел в этой правовой системе и в 1996 году внесли законопроект «Об основах государственной политики по защите прав ребенка». В марте 1997 года его представлял палате заместитель председателя комитета ГД по делам женщин, семьи и молодежи Андрей Селиванов (НДР), который констатировал, что «в целом состояние социально-правовой защиты детства в настоящее время не может быть признано достаточным».

Так, в Российской Федерации не установлены и не реализуются нормы о праве каждого ребенка на гарантированные государством условия для выживания, для достаточного физического, умственного, духовного и нравственного развития, о праве детей на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, обязательства государства на предупреждение и защиту от унижения достоинства, жестокого обращения, на соблюдение гуманного подхода к каждому ребенку, на незамедлительную правовую помощь и поддержку и многое другое.

Кроме того, на тот момент в ряде субъектов РФ уже были приняты региональные законы о защите прав детей, многие из которых излишне произвольно толковали правовые нормы в этой области. Поэтому законопроект четко устанавливал общие положения, цели, принципы, основные направления, меры, правовые, финансово-экономические условия государственной политики по защите прав ребенка.

Селиванов привел следующие цифры: к началу 1996 года численность детей в России составила 37 миллионов 915 тысяч человек, или 25,6 процента населения. При этом, по его словам, сохраняющиеся тенденции спада производства, инфляции, безработицы отрицательно сказались на состоянии здоровья, питании, материальном положении, образовании, воспитании и развитии детей. «Кардинальная активизация государственной политики в интересах детей» — такова основная цель законопроекта.

В основу финансовых расчетов до 2000 года были положены некоторые социальные нормативы и нормы, разработанные и одобренные Правительством РФ, рекомендованные для исполнения при формировании региональных и местных бюджетов. Среди них — нормативы обеспеченности социально-реабилитационными центрами для детей-сирот, а также детей и подростков с ограниченными возможностями; социальными приютами для детей, оставшихся без попечения родителей; санаторного обеспечения.

Законопроект «Об основах государственной политики по защите прав ребенка» не случайно прошел довольно долгий путь от внесения до рассмотрения — более восьми месяцев. За это время профильный комитет изучил 255 замечаний и предложений, поступивших от Правительства, субъектов Российской Федерации, Комитета Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам, Правового управления Аппарата Государственной Думы. 221 из них было учтено.

Законопроект прошел основательную проработку, а потому докладчик с обоснованной уверенностью предложил поддержать его в первом чтении.

Однако у депутатов все же возникли сомнения в целесообразности принятия такого закона. Так, Тамара Плетнева (КПРФ) напомнила, что в России очень много законодательных актов, которые защищают права ребенка и поинтересовалась, что принципиально нового даст предлагаемый проект.

Вячеслав Киселев (ЛДПР) предположил, что проще было бы внести соответствующие изменения в базовый закон, каковым является Семейный кодекс.

Тамара Гудима (КПРФ) удивилась заключению, что закон не требует дополнительного финансирования. Как же тогда обеспечить минимальные социальные стандарты?

Андрей Селиванов парировал достаточно убедительно. Во-первых, то новое, что мы впервые введено в законопроект — это учет минимальных социальных стандартов как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. В-вторых, полностью данный проект закона в Семейный кодекс не внести, он нужен в отдельном виде, он развивает подписанную Россией Конвенцию ООН о правах ребенка, наши международные договоры и законы субъектов Российской Федерации. В-третьих, дополнительные расходы не потребуются в том смысле, что закон — об основах. Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и в бюджетах могут дополнительные расходы предусмотреть. Если же депутаты сочтут необходимым предусмотреть дополнительные расходы в федеральном бюджете — то это право Государственной Думы.

В поддержку законопроекта выступила его соавтор Екатерина Лахова «(Российские регионы»). Она напомнила, что с момента принятия Конвенции о правах ребенка, в соответствие с которой мы должны привести свое законодательство, прошло пять лет. Ряд нормативных документов принят. А вот закона об основах государственной политики по защите прав ребенка до сих пор нет. В то же время такие законы уже приняты в Белоруссии, Молдове, Армении, Прибалтике. приняты законы. Да и законодательство субъектов Федерации самостоятельно идет впереди федерального.

А Галина Карелова (независимый депутат) попросила коллег учесть, что в разработке этого законопроекта приняли участие большое количество женских неправительственных организаций. Это один из законопроектов, согласованных с широкими общественными кругами нашей страны и прежде всего с теми, кто этими проблемами занимается. 

Голосование показало, что законопроект «Об основах государственной политики по защите прав ребенка» в первом чтении поддерживает конституционное большинство — 338 человек. 

Несмотря на такое единодушие, на второе чтение проект был представлен спустя более чем год, в июне 1998-го. К этому времени он сменил название и по предложению Президента РФ стал именоваться «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В остальном же — концепция, предмет, содержательная основа — остался неизменным. 

За это период, сообщил Андрей Селиванов,  были проведены независимые правовые экспертизы, консультации с экспертами, с представителями госорганов, различных ведомств, общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей. Ряд принципиальных положений был обсужден в ходе консультативных встреч с представителем Президента в Государственной Думе Александром Котенковым.

Результатом доработки проекта закона стали частичные структурные коррективы в тексте. По предложению депутатов включены три новые статьи, касающиеся гарантий обеспечения прав детей на охрану здоровья, их прав и интересов в сфере профориентации, профессиональной подготовки и занятости, защиты прав на отдых и оздоровление. 

С учетом ряда статей Конвенции ООН о правах ребенка внесены принципиальные уточнения об установлении государственных минимальных социальных стандартов, основных показателей качества жизни детей.

Важный момент: практически все субъекты Российской Федерации поддержали принятие данного законопроекта. И во втором, и спустя неделю в третьем чтениях он был вновь принят конституционным большинством — 328 и 347 человек соответственно.

С Советом Федерации тоже заминки не вышло: 7 июля закон получили, а 9 июля одобрили. У докладчика, сенатора Владимира Торлопова, можно поучиться лаконичности изложения. Он четко сформулировал всего два тезиса: данный федеральный закон носит рамочный характер и устанавливает общие положения, цели, принципы, основные направления и меры по защите прав ребенка;  разделяет предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этой области; ориентирован не на дополнительное финансирование, а на оптимальное, целевое распределение и использование бюджетных средств на обеспечение государственной политики в сфере защиты прав ребенка.

Вопросы есть? Вопросов нет. Кто «за»? Все «за».

В том же июле Борис Ельцин подписал закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон действует и сегодня.