Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества "Политика на сломе эпох": 

В первой половине 90-х годов прошлого века вопросы охраны природы и экологической безопасности были на пике общественного внимания. 

Напомним, что право каждого на благоприятную окружающую среду впервые было закреплено только в 1991 году в Декларации прав и свобод человека, принятой Съездом народных депутатов СССР, а в 1993 году, тоже впервые, — в Конституции РФ.

Многие в тот период стартовали в политическую деятельность из природоохранной. Да меня и саму вынесло туда именно на "зеленой волне". Неудивительно, что в составе депутатского корпуса Государственной Думы РФ первого созыва было немало известных и уважаемых ученых из этой сферы: министр природопользования и охраны окружающей среды СССР, доктор биологических наук Николай Воронцов, министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, доктор экономических наук Виктор Данилов-Данильян ("Выбор России"), доктор юридических наук, член-корреспондент экологической академии, "Заслуженный эколог Российской Федерации" Тамара Злотникова ("Яблоко"), доктор экономических наук, эксперт ООН по окружающей среде, член президиума Всероссийского общества охраны природы и правления ассоциации "Экология и мир" Михаил Лемешев (ЛДПР)…

Что касается законодательства в развитие 42-й статьи Конституции РФ, то на начало полномочий первой Госдумы существовал только Закон РСФСР от 1991 года "Об охране окружающей природной среды", который был достаточно емким, но в условиях стремительно меняющейся реальности столь же стремительно устаревающим.

Таков исторический "контекст", в котором на рассмотрение Госдумы был внесен важный законопроект "Об экологической экспертизе". Его авторами выступили Тамара Злотникова и Михаил Лемешев. Этот проект по решению палаты был отнесен к числу приоритетных и разработан в соответствии с Планом законотворческих работ на 1994 - 1995 годы. Цель его - правовое регулирование экологической экспертизы как одного из важнейших инструментов обеспечения экологической безопасности в России. 

Строго говоря, в действующем законе положение об экологической экспертизе имелось, но оно носило скорее декларативный характер. Отсутствовали нормы прямого действия, разграничение полномочий органов государственной власти, конкретизация объектов экологической экспертизы и пр. Словом, отсутствовали законодательно закрепленные и систематизированные принципы экологической экспертизы и нормы, позволяющие их эффективно реализовать. В результате хозяйственная деятельность с позиций экологической безопасности продолжала оставаться малоуправляемой. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, "доказательством служит стабильно высокий уровень экологической опасности на территории практически всех регионов страны, что не позволяет обеспечить экологическую безопасность населения как конституционную гарантию".

В мае 1995 года проект закона "Об экологической экспертизе" был включен повестку дня пленарного заседания Госдумы. Докладывала Тамара Злотникова. В своем выступлении она подчеркнула, что экологическая безопасность остается одной из важнейших проблем в нашей стране, экологическая обстановка не улучшается. Законопроект же предлагает конкретный механизм для обеспечения хотя бы ее стабилизации. При этом он не предусматривал какого-либо ужесточения действующих экологических норм, а был направлен исключительно на обеспечение их неукоснительного соблюдения и выработку механизма реализации. Введение закона в действие не требовало дополнительных средств, так как его реализация опиралась на упорядочение деятельности действующих органов управления и не предусматривала создания новых структур. То есть ни копейки дополнительной из российской казны этот закон не требовал, что в условиях дефицита федерального бюджета было очень существенным обстоятельством.

Из выступления содокладчика, первого заместителя министра охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ Алексея Порядина, выяснилось, что министерством уже разрабатывался аналогичный законопроект, но его не удалось согласовать в Минюсте, Минстрое, Роскомнедрах и Роскомводе. Мотивировка была такая: в действующем законе "Об охране окружающей природной среды" есть специальный раздел об экологической экспертизе, можно его расширить. Однако, по мнению представителя профильного ведомства, проект закона, подготовленный Думой, безусловно заслуживает внимания, а "актуальность законодательного регулирования экологической экспертизы не вызывает никакого сомнения". 

Судя по тому, как проходил все стадии рассмотрения законопроект "Об экологической экспертизе", необходимость его принятия ни у кого не вызывала сомнения. Судите сами. Документ получил положительные заключения от 14 министерств и ведомств, Совета Безопасности РФ, 78 субъектов РФ, более 100 от общественных организаций. Многие из этих заключений содержали предложение ускорить принятие закона. Концепция закона получила предварительное одобрение большинства фракций и комитетов Госдумы. В профильном Комитете ГД по экологии также царило единодушие. 

Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что в составе рабочей группы были академики и профессора, доктора и кандидаты наук, специалисты в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, представители ведущих научных учреждений страны. Это, безусловно, не только позитивно отразилось на качестве законопроекта, но и придало ему общественной весомости. Тогда это было тоже важно.

Проект закона "Об экологической экспертизе" был, как вы понимаете, принят в первом чтении без вопросов и дискуссий. Всего за полтора месяца Комитет по экологии рассмотрел около 200 поправок, большая часть которых была включена в проект. И буквально за два июльских дня 1995 года депутаты приняли документ во втором и третьем чтениях. Советом Федерации он был одобрен его уже после парламентских каникул, в начале сентября. А спустя еще две недели отклонен, как ни странно, Президентом РФ.

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что замечания Президента в основном носят редакционный характер. Две сущностные претензии главы государства касались разграничения полномочий в вопросах совместного ведения центра и регионов, а также нарушения принципа вневедомственности экологической экспертизы. 

Депутаты сочли эти дефекты незначительными, вполне корректируемыми в рамках действующего правового поля, и без труда набрали более 300 голосов для преодоления президентского вето. Сенаторы их поддержали. 

Позволю себе перечислить основные принципы, заложенные в закон "Об экологической экспертизе". Как мне кажется, это важно для понимания "духа и буквы" законотворчества в Госдуме первого созыва. 

Итак, это:

- обязательность проведения экологической экспертизы; 

- презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; 

- гласность, участие общественности, учет общественного мнения; 

- комплексность оценки воздействия и последствий намечаемой деятельности на экосистемы и учет требований экологической безопасности; 

- достоверность информации, используемой для проведения экологической экспертизы; обеспечение научной обоснованности и объективности выводов экологической экспертизы.

Как активист экологического движения 90-х могу только добавить, что закон "Об экологической экспертизе" был важным, нужным, эффективным инструментом в борьбе за чистоту окружающей среды.

В ноябре 1995 года Президент РФ подписал закон "Об экологической экспертизе". Этот законодательный акт действует и сегодня, хотя внесенные депутатами других созывов изменения его изрядно видоизменили. Но это уже другая история.