Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Одной из основных задач Госдумы первого созыва было создание практически с нуля избирательного законодательства. Сама Дума, напомним, избиралась по указу Бориса Ельцина, поскольку старые законы уже не действовали, а новых не существовало в природе.

Термин «избирательное законодательство» включает в себя объемный пакет федеральных законов, регулирующих все стороны этого процесса. А поскольку шли мы непроторенным путем, то неизбежно возникали ситуации, подобные той, о которой сегодня пойдет речь.

Осенью 1995 года Виктор Шейнис («Яблоко») представил проект Федерального закона «Об общественном контроле за проведением выборов и референдумов и об открытости и гласности подведения итогов голосования», внесенный от лица четырех депутатов: Анатолия Лукьянова, Олега Миронова (КПРФ), Валерия Горячева и Виктора Шейниса («Яблоко»).

Это была уже вторая попытка его принятия. Первый вариант данного законопроекта рассматривался в июле 1995 года, но для его принятия не хватило примерно трех десятков голосов.

По словам докладчика, на сей раз был внесен юридически доработанный вариант. При этом он особо подчеркнул, что «законопроект органично дополняет и развивает принятое и вступившее в силу избирательное законодательство». При этом он «призван предотвратить как злостные нарушения, которые имеют место, так и ошибки, связанные с небрежностью и недостаточной ответственностью. Утверждение этого закона, его реализация повысят доверие к объявленным результатам выборов».

Что же нового предлагал этот проект по сравнению с уже принятым законодательством? Вот некоторые  важные позиции: увеличить число наблюдателей в день выборов за счет представителей не только избирательных объединений и кандидатов, но и граждан; четко зафиксировать права наблюдателей — в частности, право реально смотреть, как идет подсчет голосов; возложить на избирательные комиссии ответственность за соблюдение прав наблюдателей. Еще одна новация — выборочный контрольный подсчет голосов, то есть любая избирательная комиссия должна знать, что на нее может пасть жребий и что недобросовестность или сознательная фальсификация будут выявлены в ходе контрольного подсчета голосов. И наконец, закон ужесточал сроки и условия публикации результатов выборов.

Виктор Шейнис перечислил в своем докладе основные возражения против данного законопроекта и сразу дал на них ответы. Нормы закона избыточны, часть из них содержится в принятых законах, часть покрыта инструкциями и разъяснениями Центризбиркома - в данном случае правила сведены в единый закон, несколько расширены, а закон гораздо весомее любой инструкции Центризбиркома. Нельзя принимать этот закон в период уже начавшейся избирательной кампании -  реальное действие закона начинается только со дня выборов, поэтому никаким правилам, принятым в законодательстве, он не противоречит.  Данный законопроект может дезорганизовать работу избирательных комиссий -  в документе четко оговорено, что вмешательство наблюдателей в деятельность избирательных комиссий не допускается. И — блестящая фраза! — «я думаю, что мы гораздо более заинтересованы не в удобстве для избирательной комиссии, а в том, чтобы результаты выборов не подвергалось никакому сомнению со стороны наших сограждан».

После такого исчерпывающего доклада вопросов практически не возникло. Приведу лишь один вопрос и один ответ, поскольку они некоторым образом перекликаются с современностью.

Екатерина Лахова ("Женщины России"): — ...Сейчас свыше 200 различных партий, общественных организаций на все 100 тысяч избирательных участков придут, дезорганизуют их работу, это может способствовать тому, чтобы выборов у нас просто не было.

Виктор Шейнис: — ...Что касается страха перед большим количеством наблюдателей, то, уважаемые коллеги, соотнесите реальное положение вещей — общее понижение политического тонуса, общий упадок интереса к выборам и общее недоверие наших граждан, многие из которых говорят, что выборы будут заведомо фальсифицированы, соотнесите это с некоторыми, я допускаю, неудобствами для избирательных комиссий, связанными с тем, что им придется учитывать также и желание наблюдателей видеть, как идет подсчет голосов. 

Затем думская трибуна была предоставлена заместителю председателя Центральной избирательной комиссии РФ Александру Иванченко. Как и следовало ожидать, он не поддержал инициативу депутатов. Более того, назвал внесение этого законопроекта в Государственную Думу «очень неприятным симптомом». Далее Иванченко перечислил уже действующие законодательные акты, которым рассматриваемый проект противоречит. Это законы о выборах депутатов Государственной Думы, о выборах Президента, о референдуме.

«Чем нам мешает этот законопроект?» - задал Иванченко сам себе откровенный вопрос. И сам же ответил: «...этот закон действительно внесет дезорганизацию в избирательную кампанию. Если те законы уже действуют, то этот закон сейчас начнет проходить первое, второе, третье чтения, затем Совет Федерации, затем Президента. Мы начнем дергать избирательные комиссии и тем самым дезорганизуем эту работу».

Затем содокладчик высказал непонятно на чем основанную уверенность, что общественное мнение, избиратели расценят такой закон как «попытку депутатов Государственной Думы создать для себя одностороннее преимущество».

Еще один аргумент, который не показался достаточно весомым — ЦИК опасается, что не найдет возможности уместить всех наблюдателей в помещении участковой избирательной комиссии, где будет проходить голосование.

В конечном итоге Александр Иванченко предостерег депутатов от «опрометчивых шагов» и попросил от имени членов Центральной избирательной комиссии не принимать закон, заключение по которому «уже сейчас не умещается на 10 страницах машинописного текста». 

Содоклад, в отличие от доклада, вызвал желание подискутировать. При этом позиции  даже политических антагонистов совпадали. В подтверждение приведу фрагменты двух выступлений депутатов разных флангов.

Анатолий Лукьянов (КПРФ) категорически отмел обвинение в том, что это депутаты готовят себе какие-то льготные условия для выборов. Он напомнил, что в стране создано движение «За честные выборы», инициаторами которого стали многие политики «далеко не левого фланга». Депутат высказал также уверенность в том, что «сегодня все заинтересованы, чтобы это были честные выборы» и что поведение граждан и их действия в общественных интересах должны регулировать не инструкции Центризбиркома, а закон.

Александр Осовцов («Выбор России») был в своем репертуаре — лаконичен и хлесток. По его мнению, зампред Центризбиркома «не привел ни одного довода, подкрепленного какими бы то ни было фактами». Он говорит: противоречит законодательству. В каких пунктах? Он говорит: можно подумать, что депутаты создают себе одностороннее преимущество в начавшейся предвыборной кампании. В какой статье имеется намек на такого рода преимущества? И так далее… Я предлагаю вам исключить такого рода ситуации и принять этот закон».

Голосование было драматичным. «За» проголосовало 215 человек. Для принятия закона не хватило 11 голосов. Против были всего шесть человек, воздержался один. 228 не голосовали.

Больше к этому законопроекту Госдума не возвращалась.