Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:  

Закон, о котором сегодня пойдет речь, смело можно отнести к категории политической экзотики. Что особенно удивительно, если учесть, что внес его профессиональный юрист Виктор Илюхин (КПРФ). 

Итак, весна 1995 года. Госдума РФ первого созыва рассматривает не имеющий аналогов ни в советском, ни в российском законодательстве законопроект «О Государственной медицинской комиссии Российской Федерации». Докладывает автор инициативы, председатель думского Комитета по безопасности и видный член фракции КПРФ Виктор Илюхин.

По словам докладчика, «с принятием подобного проекта будет поставлен определенный барьер для проникновения на ключевые посты в государственном аппарате, в других структурах людей, не способных по своим физическим, психическим и умственным данным управлять экономикой, социальной сферой, в целом обществом и государством». 

Отметим, что практика медицинского освидетельствования отдельных категорий работников, служащих в определенной степени известна нашему законодательству. Такому освидетельствованию подвергаются летчики, водители (водители автотранспорта, железнодорожного транспорта), монтажники-высотники, военные и другие. И это не случайно, ибо им доверяется жизнь сотен и тысяч людей. Сославшись в своем докладе на эту практику, Виктор Илюхин решил распространить ее на высших должностных лиц, которым «мы доверяем управление государством, управление миллионами граждан. И мы должны быть уверены, что вкладываем это управление в чистые руки, что доверяем светлому разуму, здоровому физически организму, позволяющему правильно определять и проводить внутреннюю и внешнюю политику нашего государства». 

Думаю, к этому моменту даже у непосвященных в закулисные политические игры депутатов не оставалось сомнений в истинных целях и задачах этой законодательной инициативы. Дальнейшие высказывания ее автора лишь укрепляют эти предположения: «У многих граждан России возникают сомнения в состоянии здоровья отдельных претендентов на высшие государственные должности и лиц, уже находящихся у власти, в силу ряда причин, в том числе и пристрастия к алкоголю. Поэтому общество вправе знать, кто нами правит и способны ли те, кого мы избрали, и те, кто назначен на столь ответственный пост, управлять государством». 

Антипрезидентские действия сопутствуют практически всей политической биографии Илюхина. Так, в 1991 году он возбудил против президента СССР Михаила Горбачёва уголовное дело по статье 64 УК РСФСР (измена Родине) в связи с подписанием им постановлений Госсовета СССР от 6 сентября 1991 года о признании независимости Литвы, Латвии и Эстонии. В 1993 году возглавил общественную комиссию по расследованию антиконституционной деятельности Горбачева. В 1999 году был главным обвинителем в процедуре конституционного отрешения от должности Бориса Ельцина. Так что идея рассматриваемого законопроекта отнюдь не случайно зародилась именно у него.

Проект достаточно лаконичный, состоит из 25 статей, в нем определены цели и задачи Государственной медицинской комиссии (понятно какие), порядок ее образования (формируется Государственной Думой по представлению Президента, Совета Федерации из врачей высшей категории) и механизм функционирования. Вот здесь остановимся поподробней. Статья 10 проекта гласила, что основанием для рассмотрения вопроса о состоянии здоровья Президента РФ, наличии у него стойкой неспособности осуществлять принадлежащие ему полномочия могут служить обращение Совета Федерации, либо Государственной Думы, либо органов представительной (законодательной) власти не менее, чем одной пятой субъектов РФ, либо по ходатайству подписанному не менее чем одним миллионом граждан РФ. 

На взгляд Илюхина, создание такой комиссии не только не противоречит Конституции РФ, но и развивает ее положения — в частности статью 92, где говорится о досрочном прекращении полномочий Президента по состоянию здоровья. 

Комитет Госдумы по здравоохранению еще до рассмотрения законопроекта на пленарном заседании дал на него отрицательное заключение. Основное возражение — предлагаемая комиссия превратится в политическое орудие расправы над неугодными. 

Обсуждение было непродолжительным и довольно забавным, если это слово здесь уместно. Аграрий Геннадий Кулик, например, выразил опасение, что кандидата в Госдуму от одномандатного округа может отстранить от выборов глава администрации — создаст комиссию из трех врачей, которая «даст заключение о том, что я немножко страдаю шизофренией, и в связи с этим меня не регистрируют кандидатом по этому округу». 

Вячеслав Марычев (ЛДПР) озаботился вопросом, насколько оперативно можно «комиссовать» признанного больным президента.

А независимый Владислав Виноградов предложил вспомнить «великую тройку»:

Рузвельт - Черчилль - Сталин. «Известно, что Черчилль каждый день выпивал бутылку коньяку, Рузвельта носили на руках, единственно здоровым был только Сталин. Как вы думаете, кого бы из всех троих наша комиссия лишила звания президента?» Ответ Виктора Илюхина также достоин цитирования: «Уж если бутылки считать, то надо сравнивать возможности: сколько тот или иной может выпить?» 

По правовой сути законопроекта «О государственной медицинской комиссии РФ» высказалась только Людмила Завадская («Женщины России»). Она обратила внимание коллег на три конституционных положения, с которыми вступает в явное противоречие идея, заложенная в проекте. Первое - он не соответствует статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека независимо от должностного положения. Второе — это нарушение статьи 32 Конституции РФ, в которой закреплена идея реализации политических прав. Эта статья четко предусматривает лишь два основания для ограничения реализации политических прав: недееспособность и нахождение в местах лишения свободы. Это исчерпывающий перечень. И наконец, третье противоречие Конституции — то, что касается охраны частной жизни. В статье 23 четко говорится о том, что частная жизнь граждан охраняется законом, независимо от того, какое положение и какую должность в обществе или в государстве занимает человек. Депутат попросила при голосовании принять во внимание эти три противоречия Конституции РФ. 

Последней перед голосованием слово «по мотивам» взяла председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Бэла Денисенко («Выбор России»). Она проинформировала палату о том, что Президиум Российского общества психиатров специально собирался по этому вопросу, и «он высказывает серьезную озабоченность возможностью беспрецедентных злоупотреблений медициной, включая психиатрию, в политических и иных немедицинских целях и призывает депутатов голосовать против этого законопроекта». 

Она также добавила, что проект этого закона «есть попытка в обход Конституции переложить на комиссию специалистов-медиков решение вопроса об осуществлении высшими должностными лицами государства своих полномочий и попытка руками врачей отстранять их от занимаемых должностей. Подобной комиссии практически невозможно будет оставаться в рамках специальных медицинских познаний и быть политически нейтральной, особенно в современных политических условиях России». Естественно, призвала голосовать против.

Затрудняюсь сказать, какие из высказанных аргументов возымели действие, но законопроект «О государственной медицинской комиссии РФ» в первом чтении был отклонен. «За» проголосовало лишь 118 человек.

Но на этом история документа не заканчивается. Виктор Илюхин избирается в Госдуму второго созыва и вновь вносит законопроект на рассмотрение палаты. Однако практически до конца созыва года он «зависает» в недрах Совета ГД. А а июне 1999-го этот самый Совет снимает проект с рассмотрения «в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы».

Хочется верить, что профессиональный юрист все же победил в Викторе Илюхине профессионального политика. Но, полагаю, отзыв законопроекта скорее связан с неудавшейся попыткой в мае 1999 года объявить Борису Ельцину импичмент. Ни одно из выдвинутых обвинений, представленных в докладе Илюхина, не набрало необходимого количества депутатских голосов. Бой был проигран.