Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

В Госдуме РФ первого созыва средствам массовой информации уделялось особое внимание. Это имеет свои фундаментальные причины. Только что принята новая Конституция России, статьей 29-й гарантирующая свободу мысли и слова и свободу массовой информации. От невнятной «гласности», при которой сохранялась цензура, был сделан гигантский шаг к подлинным свободам. Точнее — он был провозглашен. И хоть Конституция у нас считается законом прямого действия, для реального воплощения в жизнь ряда ее положений требовались федеральные законы. К числу таких сфер, нуждающихся в правовой поддержке, относились и СМИ, оказавшиеся в совершенно новой и непростой для себя ситуации.

В феврале 1995 года Госдума даже приняла специальное постановление «О выполнении в Российской Федерации статьи 29 Конституции РФ». В нем, в частности, констатировалось, что данная статья «реализуется далеко не в полном объеме. Продекларированные в ней свободы граждан слабо подкреплены правовыми и организационными механизмами, создающими гарантии для беспрепятственного выполнения провозглашенных норм». В результате (представляете, что волновало тогда депутатов!) «целые слои общества не имеют возможности выражать в средствах массовой информации (далее - СМИ) свое мнение, то есть осуществлять обратную связь, без чего не может быть эффективного государственного управления».

Этим же постановлением Комитету ГД по информационной политике и связи было поручено разработать пакет законопроектов, обеспечивающих правовые гарантии для реализации статьи 29 Конституции РФ. Особо обращалось внимание на формирование прочной базы экономической независимости СМИ.

Мы уже рассказывали о принятии первой Госдумой закона «О господдержке СМИ». Но этот акт касался только государственных медиа. Для «малой прессы», районных и городских газет, требовался иной подход.  Депутаты — члены Комитета по информационной политике — подготовили для этих целей проект закона «Об экономической поддержке районных (городских) газет». Над ним работали практически все члены подкомитета по СМИ, включая автора этих строк.

В весеннюю сессию 1995 года законопроект был вынесен на рассмотрение палаты. Представлял его председатель профильного комитета Михаил Полторанин («Выбор России»). Приведу достаточно пространный фрагмент его выступления, поскольку он хорошо отражает особенности положения СМИ в тот период:  «Необходимость экономической поддержки районных и городских газет диктуется той реальной ситуацией, в которой оказались сегодня и журналисты районных газет, и их читатели, которые все меньше и меньше могут подписываться на эти газеты, потому что цена на них растет. Московские газеты или так называемые общефедеральные газеты все больше и больше начинают отражать точку зрения крупного финансового капитала. Поэтому их тиражи, естественно, падают. Слава Богу, что из-за этого тиражи местных газет, местной прессы растут. И сегодня те газеты, которые выживают, читаются. Но выживает очень мало газет, буквально за последнее время умерло несколько тысяч газет в России.

Мы провели парламентские слушания на эту тему. Пригласили сюда более 200 редакторов районных и городских газет и вместе с ними делали этот законопроект. Мы также разослали его субъектам Федерации и уже неделю назад из 55 субъектов Федерации получили отзывы, в которых однозначно поддерживается этот законопроект».

А суть его состояла в следующем. «В целях обеспечения конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформы местного самоуправления и активного участия граждан в местном самоуправлении осуществляется экономическая поддержка районных (городских) газет путем выделения средств из федерального бюджета на развитие материально-технической базы районных (городских) газет и оплату расходов, связанных с их производством и распространением (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной почтовой связи)».

То есть федеральное финансирование «закрывало» все основные статьи расходов на издание газет. Но не всех, а включенных в федеральный реестр, который формируется и ежегодно уточняется Правительством РФ и утверждается Госдумой при принятии бюджета. При этом правом внесения заявок на включение в реестр  предоставлялось редакциям газет, органам местного самоуправления, общественным объединениям, региональным организациям Союза журналистов России и даже другим объединениям журналистов. Все предельно открыто, гласно и прозрачно.

При этом не подлежали включению в Реестр газеты политических партий и движений,  специализированные, справочные, развлекательные,  рекламные, а  также газеты-дайджесты, коих в ту пору появилось немало.

Документ содержал и такую характерную для того времени статью: «Вмешательство  органов государственной власти и органов местного самоуправления в профессиональную деятельность районных (городских) газет при распределении  средств, выделенных из федерального бюджета, не допускается». Вот так.

Но самое, пожалуй, главное — это именно федеральное финансирование, которое позволяло «малой» прессе быть независимой от местных властей, не искать их благорасположения, от которого зависело экономическое положение редакций.

Законопроект в Госдуме не просто прошел, а, можно сказать, пролетел — 13 июля 1995 года, на одном заседании, он был принят сразу в первом, втором и третьем чтениях. Небольшой «затык» произошел только по одному вопросу. Дело в том, что проект устанавливал различные нормы финансирования: для газет, издающихся в районных центрах, -  не более 50 процентов от фактических затрат; для сельских районных  газет  -  не  более  70  процентов; для газет,  издающихся в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока -  не  более  80  процентов от затрат на оплату полиграфических услуг и бумаги и не более 90 процентов от затрат на услуги почты. Но депутат Магомед Толбоев («Новая региональная политика») настаивал на включении в эту статью горных районов Северного Кавказа, уравнивании их в правах северянами. Эта поправка была принята, других изменений и дополнений не предлагалось.

Любопытно, что в отношении СМИ позиции правых и левых в первой Госдуме нередко совпадали. Одни искренне стремились обеспечить журналистам правовую и экономическую базу свободы слова, другие считали важным вывести те же районки из-под влияния  местных властей, третьи просто стремились ублажить «четвертую власть». Такие были времена.

Но вернемся к судьбе законопроекта. Совет Федерации... не успел его рассмотреть и так и отправил президенту, без своего вердикта. Тот, естественно, его отклонил, поскольку по Конституции РФ законы, касающиеся бюджета, подлежат обязательному рассмотрению верхней палатой парламента.

В октябре 1995 года  закон вновь был включен в повестку дня. Полномочный представитель президента Александр Яковлев заверил депутатов, что «озабоченность положением с районными газетами - это реальная проблема. И отрицать важность ее решения никто не будет». И объяснил, в чем документ противоречит Конституции.

В своем содокладе Михаил Полторанин напомнил, что в 1993 году Борис Ельцин подписал указ о защите свободы средств массовой информации, пункт 3 которого гласит: «предусмотреть дотирование районных газет из федерального бюджета». По словам Полторанина, «Минфин "замотал" этот указ, и мы теперь помогаем Президенту, чтобы Минфин начинал выполнять, и этот указ мы своим законом подпираем. И, самое главное, мы создаем серьезную базу для развития демократии в России». Он также сослался на состоявшийся недавно съезд Союза журналистов России, где «просто криком кричали люди о том, что погибает районная и городская печать». Кроме того, закон был еще раз отдан юристам Правового управления, и они "вылизали" его с точки зрения юридической техники.

Голосование назначили поименное, что бывает в случаях особой важности. С первого же раза вето президента было преодолено 312 голосами. Буквально через две недели закон был подписан и вступил в силу.  И помогал «районщикам» до 2002 года, когда его отменили в связи с принятием пакета поправок в законодательство о местном самоуправлении.