В апреле прошлого года законодатели разрешили юридическим лицам отказаться от круглой печати. Такая мера была призвана упростить деятельность бизнеса, но на практике привела к бессмысленным спорам и новым обременениям.

Исторически юридическая наука наравне с балансом и уставом признавала круглую печать главными признаками юридического лица. Традиционно ее оттиск проставлялся на всех исходящих документах организаций – договорах, квитанциях, актах и проч.

Апрельские тезисы

Со стартом экономических реформ ценность печати стала нивелироваться. Если еще в начале 90-х для изготовления круглой «резинки» требовалось специальное разрешение милиции (в свое время автор этого материала долго пытался получить такую бумагу у хмурого старлея в отделении милиции по соседству), то теперь ее можно изготовить в любом салоне всего за час и, чаще всего, без каких-либо подтверждающих право документов. Стоимость услуги до недавнего времени составляла всего 100-200 рублей.

В Минэкономразвития России пришли к выводу, что институт «круглой печати» в современном обществе стал рудиментарным, и предложили исключить обязательное ее применение. Федеральный закон, подписанный президентом России 6 апреля 2015 года, разрешает организациям отказаться от круглой печати, в том числе, в пользу современных способов идентификации.

«С развитием современной техники и технологий наличие на документе печати не дает гарантию его подлинности. Право использовать круглую печать сохраняется, и у хозяйственных обществ останется возможность изготовить любое количество печатей и штампов любых форм, расцветок и степеней защиты. Реализация данных предложений позволит сократить издержки предпринимателей на изготовление круглых печатей, что также должно позитивно отразиться на позиции Российской Федерации в разделе «Регистрация предприятий» рейтинга «Ведение бизнеса», ежегодно составляемого Всемирным банком», – констатировали чиновники.

Тот же закон, вступивший в силу 7 апреля, внес поправки об отмене обязательного применения круглой печати в процессуальные кодексы и ряд других федеральных законов. Вместе с тем в экономическом ведомстве указали на необходимость внесения соответствующих изменений в 80 иных нормативных актов, которые требуют от юридических лиц обязательного проставления печати.

Эти планы до сих пор не реализованы. Наряду с нежеланием чиновников и самих участников рынка отказываться от сложившейся практики, новое «упрощение» породило немало споров.

РАПСИ решило разобраться, где и как руководители компаний и по сей день должны использовать пресловутую «резинку».

Бухгалтер, милый мой бухгалтер…

Самым либеральным ведомством оказалась налоговая служба. В ней признали, что юридически печать не являлась обязательным реквизитом первичных учетных документов даже до принятия «апрельских» поправок. Ведь форму таких бумаг вправе определять сами компании. Главное, чтобы в них указывались наименование хозяйствующего субъекта, дата составления, должность, фамилия с инициалами и подпись ответственного должностного лица, иные установленные реквизиты. «Отсутствие оттиска печати (печатей) организации (организаций) не является основанием для отказа в признании соответствующих затрат в составе расходов по налогу на прибыль», – отмечается в письме, подписанном заместителем руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрием Сатиным.

Однако полностью отказаться от печати бухгалтерам не удастся. В частности, никто не отменял использование ее для скрепления кассовых книг, книги учета доходов и расходов применяющих «упрощенку», на налоговых декларациях и в иных ситуациях. Круглая печать также является обязательным реквизитом ряда форм строгой отчетности, которые выдаются покупателям или заказчикам вместо кассовых чеков (например – туристической путевки). Оттиск «резинки» также и сегодня должен проставляться в трудовых книжках сотрудников.

К тому же практика показывает, что при оформлении пенсии чиновники Пенсионного фонда России придираются буквально к каждой помарке – отсутствие печати может, как минимум, затруднить, если не лишить бывших работников заслуженного вознаграждения по старости.

«Организациям, как и раньше, лучше ставить на документах печать, – рекомендует юрист компании Acsour Вера Штефанука. – Во-первых, некоторые бланки документов до конца не изменены, и в них содержится место для печати. Во-вторых, некоторые органы могут не принять документы без печати. Будет лучше, если компания заверит печатью документы, отправляя их в инспекцию, – этим она оградит себя от лишних вопросов».

Корпоративный стандарт

С 7 апреля минувшего года сведения о наличии печати должны прописываться в уставе. То есть желающим отказаться от такого «обременения» юридическим лицам придется внести в основной документ соответствующие поправки. Для этого потребуется созвать общее собрание, удостоверить его решение у нотариуса, заплатить госпошлину и т.д.

Споры возникнут и в отношениях с контрагентами. Так, большинство опрошенных РАПСИ банков пока не смогло определить своего отношения к обязательности использования печати, мнения других разделились. «Чаще всего организации по-прежнему активно пользуются печатями, – констатировали в пресс-службе «Балтинвестбанка». – Это необходимо для оформления доверенностей, закладных и ряда других документов. Если в уставе указано о наличии у организации печати, то при открытии расчетного счета ее оттиск должен поставляться в карточке с образцами подписи. Если такое требования в уставе отсутствует, печать не обязательна».

Иные проявили консервативный подход. «Наш банк требует проставления печати в карточке с образцами подписи при открытии счета юридического лица. И пока никаких противоречий в связи с этим мы не видим», – говорят в банке ВТБ24.

Обязательна печать и при заключении договоров с рядом крупных компаний, в том числе, с большинством сотовых операторов. Например, в «Мегафоне» напоминают, что согласно Гражданскому кодексу РФ дополнительные требования к форме сделки (в том числе скрепление ее печатью) могут устанавливаться соглашением сторон. «Проставление печати предусмотрено договором с корпоративными клиентами. Это позволяет дополнительно идентифицировать принадлежность поступившего документа именно от абонента, и направлено на борьбу с мошенничеством и неправомерными действиями третьих лиц. Если устав корпоративного клиента не предусматривает использование печати, он вправе предоставить оператору такую информацию», – пояснили в пресс-службе компании.

Доверяй, но проверяй

Еще сложнее обстоят дела в отношениях бизнеса с потребителями – частными клиентами. Участники рынка убеждены, что тут важно учитывать психологический фактор: «В условиях сильно подорванного доверия к турфирмам, отсутствие хоть какой-то гарантии юридической состоятельности компании явно будет играть отрицательную роль при выборе туристом, у кого приобретать тур. Использование печати как идентификатора и гаранта складывалось веками. Еще далеко не все граждане, особенно старшего возраста, доверяют и умеют пользоваться различными базами для проверки достоверности информации о компаниях», – говорит директор агентства путешествий «33 удовольствия» Светлана Прусова.

В самом Минэкономразвития, инициировавшем отмену обязательности печати, полагают, что «контрагенты и государственные органы зачастую обращают внимание лишь на наличие печати, не изучая детально подпись руководителя или иного представителя юридического лица».

Но механизмов реальной проверки подписи со стороны заключающего контракт клиента, особенно простого гражданина, чиновники не предлагают. По мнению корпоративного юриста «Объединенной Консалтинговой Группы» Дарьи Розенберг, полномочие представителей организаций в отношениях с потребителями может явствовать из обстановки, в которой действует представитель: «Это могут быть форменная одежда, бейдж, сертификат, наличие доступа к кассе, базам данных и так далее. Даже если совершивший сделку работник вышел за пределы своих прав, она все равно будет считаться заключенной с организацией, если та впоследствии одобрит такую сделку. Сомнения у потребителя должны вызывать, например, подписание договора лицом, которое не имеет доступа к кассе учреждения, не предоставляет никакого документа в подтверждение оплаты и так далее», – рекомендует юрист.

Такие выводы подтверждаются практикой Конституционного суда России. В частности, он счел допустимым формальное нарушение формы договора банковского вклада. «Когда договор оформляется в кабинете руководителя подразделения банка, то у гражданина имеются основания полагать, что лицо, заключающее этот договор от имени банка, наделено соответствующими полномочиями. На гражданина-вкладчика, не обладающего профессиональными знаниями в сфере банковской деятельности, возлагается лишь обязанность проявить обычную в таких условиях осмотрительность при совершении соответствующих действий (заключить договор в здании банка, передать денежные суммы работникам банка, получить в подтверждение совершения операции, опосредующей их передачу, удостоверяющий этот факт документ)», – констатировала высшая инстанция.

Если договор подписывается руководителем организации, любой желающий может проверить его полномочия через Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), доступный на сайте налоговой службы. Но требовать у директора предъявить паспорт, а у сотрудника фирмы - доверенность, по мнению юристов, потребитель не вправе. «Полагаю, что в таком требовании будет отказано, причем обоснованно. Такого рода документы не являются информацией, обязательной по закону к раскрытию продавцами или изготовителями. Кроме того, в доверенности прописаны паспортные реквизиты лиц, которые являются персональными данными и могут передаваться только с добровольного согласия самого сотрудника», – убеждена Розенберг.

По мнению Веры Штефануки, упразднение печати в России должно изменить отношение к подписи, повысив ее силу: «В США, например, печати используются крайне редко, их чаще всего имеют только крупные бизнес-структуры. Многие американские компании удивляются, когда коллеги из России просят их поставить печать, – обычно документы подписывает главное юридическое лицо, и этого достаточно. Россия еще далека от подобной практики, поэтому организациям все же следует использовать печать во избежание возможных неприятностей».

Павел Нетупский, Санкт-Петербург – специально для РАПСИ