Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

 

Поправки в Трудовой кодекс об обязательных профессиональных стандартах пока не вводят запрет на работу без специального диплома. Работодателям лишь будет предложено применять новые стандарты при составлении трудовых договоров, штатного расписания, тарификации оплаты труда. 

По словам председателя комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ольги Баталиной, на основании профстандарта «работодатель разрабатывает внутренние локальные акты, в том числе должностные инструкции, определяющие требования к конкретной должности». 

Впрочем, даже такое несущественное нововведение коснется относительно малочисленной части российских тружеников. Профстандарты в обязательном порядке должны применяться к сотрудникам государственных компаний, госорганов, госкорпораций, органов местного самоуправления, хозяйственных обществ и иных организаций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50 %.

Так что, на сегодняшний день панические настроения о том, что вскоре начнутся увольнения сотрудников, чьи специальности еще даже не появились в природе, когда они оканчивали университет – беспочвенны. 

Другой вопрос, нет никаких гарантий, что в ближайшем будущем закон не будет «усовершенствован». Вполне реальной выглядит перспектива, что сотрудникам самого разного возраста и специальностей еще придется доказывать профпригодность не только своему непосредственному начальству.

Увольнение работникам с непрофильным образованием может грозить в случае, если власти все-таки решат ввести обязательную аттестацию специалистов. Среди экспертов сейчас ведется дискуссия на тему внедрения профессионального экзамена для подтверждения квалификации работников. Во имя этой цели может быть выстроена сеть независимых сертификационных центров. Полученная в таком центре оценка будет служить своеобразным паспортом профсостоятельности претендента на работу. 

На данный же момент, профстандарты выглядят безупречно с точки зрения мирового законодательного опыта. Ведь официально, по словам Баталиной, задача  профстандартов – показать человеку, «к каким требованиям он должен быть готов, если он планирует работать в рамках этой специальности». По факту же, профстандарты выполняют формальную функцию, вступая эволюционной заменой квалификационным справочникам, которые очевидным образом устарели – хотя бы в связи с отсутствием в них ряда существующих профессий.

Зарубежный опыт

Появление в России профессиональных стандартов находится в русле мировой законотворческой мысли. С начала девяностых деятельность по разработке, совершенствованию и широкому внедрению в практику профстандартов развивается в мире по нескольким направлениям. 

Происходит движение от локальных отраслевых систем стандартов к формированию общенациональных систем. Во-вторых, разрабатываются новые методы формирования и использования профстандартов. Они начинают активно применяются как в сфере труда, так и образования. Кроме того, увеличивается круг «пользователей» профстандартов. Он охватывает не только сотрудники кадровых служб и служб, отвечающих за внутрифирменную подготовку персонала, но и работодателей и работников, учащихся, преподавателей.

Большинство стран при создании собственной системы профстандартов ориентируются на опыт Великобритании. Там система обеспечения качества рабочей силы имеет разветвленную структуру, в которой профстандарты являются лишь одним из ряда равнозначных элементов. Также в эту систему входят: сеть Советов по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils), определяющих и прогнозирующих знания, умения и компетенции, необходимые экономике страны; программы профессионального образования и подготовки, охватывающие возрастные группы от 14 лет и обеспечивающие связь различных типов обучения, с базовых степеней до послевузовских степеней; рамка квалификаций, состоящая из шести уровней и объединяющая все возможные пути образования и профессиональной подготовки и т.д.
Пока в России тенденции развития в сторону такой многоуровневой структуры незаметно, но уже сделанные у нас шаги не выходят за рамки зарубежного образца. 
Непосредственно разработку национальных профстандартов в Великобритании проводят советы по развитию отраслевых квалификаций, выигравшие открытые конкурсы (куда, впрочем, допускаются только такие советы). Что может быть интересно для нас в контексте дальнейшего усовершенствования закона о профстандартах: ведь в Британии советы лично отвечают за качество разработанных ими стандартов. Они поддерживают и обновляют нормативы, обеспечивают свободное и бесплатное получение стандартов всеми организациями.

В Австралии аналогичный документ называется – «Учебные комплекты» (Training Packages). Это набор национально одобренных стандартов, позволяющих оценить квалификацию работника. Отличие австралийских профстандартов от британских (почему, на наш взгляд, вторые более соответствуют нашим потребностям) состоит в том, что за «зеленом континенте» описывают профессиональные навыки и знания, необходимые для эффективной работы, но никоим образом они не регламентируют процесс и содержание обучения. 

Наконец, один из самых старых и эффективных проектов профстандартов действует сегодня в Канаде. Созданная федеральным правительством во взаимодействии с региональными властями и организациями программа «Красная печать» функционирует уже более полувека. Получение Красной печати дает работнику возможность трудоустройства в любом регионе Канады независимо от места получения квалификации, что способствует мобильности рабочих. Для получения Красной печати необходимо сдать специальный экзамен, содержание которого как раз-таки и формируется исходя из специально созданных профессиональных стандартов. 

Именно этот опыт пока вызывает наибольший интерес у российских экспертов как направление дальнейшего развития программы профстандартизации. 

История вопроса

Чтобы оценить истинное значение нынешнего документа о профстандартах необходимо вспомнить всю историю их мучительной пересадки на отечественную почву. 
Тема профстандартов стала одной из наиболее горячо обсуждаемых в первую неделю декабря. Однако самого важного контекста вопроса СМИ не коснулись: принятие поправок в Трудовой кодекс РФ ставит точку в казавшейся бесконечной истории, стоившей весьма большие деньги государственному бюджету. Еще год назад, по оценкам специалистов, ничего не предвещало такого хеппи-энда – вопрос стоял лишь о минимизации убытков и закреплении одного пути развития, поскольку постоянные повороты стратегии, повторявшиеся на протяжении десятилетия, выглядели как кружение на месте. 

Впервые тема профстандартов в России возникла еще в 1997 году, когда этот термин был официально использован в документе под названием «Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов». Федеральные министерства и ведомства тогда включили в свои программы разработку профстандартов. На этом реализации программы и закончилась – ни в одной из отраслей стандарт создан не был.

Следующие десять лет задача меняла формулировки и раз за разом ставилась руководством страны, но ощутимых действий по ее решению так и не было предпринято, пока в 2006 году на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) не появилось Национальное агентство развития квалификаций. Именно это агентство в 2007 году разработало первый макет профстандарта. 

В 2007-2008 годах появились первые профессиональные стандарты, однако работа над ними лишь выявила проблему, ставящую крест на изначальной задумке – привлечь предпринимателей к работе по определению стандартов, которым должны соответствовать их работники. Представители бизнес-сообщества не проявили ни заинтересованности, ни возможностей в форме хотя бы методических наработок,  участвовать в этом процессе. А образовательные учреждения, в свою очередь, не обладали ни методиками разработки, ни представлениями о реальных потребностях бизнеса.

Ситуация снова резко изменилась в 2010 году, когда по итогам заседания Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России был создан перечень поручений президента РФ. В нем были установлены сроки подготовки современного справочника с и разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях. На обе задачи отпускалось около двух лет. 

В 2011 году правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ), приступившее к разработке дорожной карты «Создания национальной системы квалификаций и компетенций». Но по прошествии двух лет ни объем, ни качество выполненных работ руководство страны не устроили. 

Важнейшим толчком в буксовавшем вопросе, по решению которого Россия отставала от развитого мира уже на пару десятилетий, стала предвыборная статья Владимира Путина: «Мы еще в 2006 году договаривались с объединениями предпринимателей, что они возьмут на себя создание системы профессиональных квалификаций… По всей видимости, мы переоценили степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций, открытой для малого и среднего бизнеса, значит, надо решать это как общенациональную задачу, подключив все ресурсы государства».

После этого, вслед за майскими указами 2012 года, был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы и принят соответствующий Приказ Минтруда и соцзащиты РФ. Силами экспертов этого министерства был подготовлен и утвержден очередной макет профстандарта и выработаны нормативные документы, методические рекомендации и т.д. 

Но несмотря на тщательность подготовки, процесс снова застопорился. По данным Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС), стоимость каждого лота на разработку профстандарта тогда выросла до 600 тысяч рублей. Но несмотря на такие большие бюджетные вливания первые стандарты были приняты лишь 30 октября 2013 года.

Финал

Оценив срыв сроков работы, президент фактически принял решение перестроить систему. На совещании по вопросам разработки профстандартов 9 декабря 2013 года Путин определил ключевые направления развития проекта: необходимость обеспечения качества и востребованности разрабатываемых стандартов, ориентации на перспективные потребности экономики, обязательная экспертиза профессионального сообщества. 

Важнейшей мыслью, прозвучавшей на этой собрании, на наш взгляд, стало предложение президента создать национальный классификатор профессиональной деятельности. Такая система должна стать ориентиром для профобразования, объединив профстандарты и отраслевые квалификационные требования со стандартами образовательными. Другими словами, мы фактически берем в разработку систему, обкатанную в Великобритании.

И, тем не менее, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова еще в конце марта этого года сообщала, что закончена работа лишь над 32 стандартами из 800. В связи с низкой активностью работодателей Минтруда было принято решение в последний раз полностью изменить формат разработки профстандартов и выделить на разработку РСПП, по данным ЦЭРС, около 140 миллионов рублей. 

Результат налицо. Сегодня мы имеем готовый документ. А, по словам Баталиной, из 800 первоочередных профстандартов на текущий момент разработано примерно 250. То есть за полгода было сделано более 200 профстандартов, против 32 – за предыдущие семь лет. 

Таким образом, звучащая сегодня критика профстандартов в России – принципиально деструктивна. Готовый документ является благом, как минимум, по той причине, что остановил трату бюджетных средств в пустоту, а также закрепил один четко очерченный путь дальнейшего развития идеи в России, завершив процесс обнуляющих одна другую корректировок. Причем путь этот, насколько пока экспертам хватает сил проследить его направление, проложен параллельно достижениям ведущих западных стран.