Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

 

В России в скором времени может появиться «налог солидарности». Уже на осенней сессии этого года депутаты Госдумы планируют обсудить проект поправки в статью 244 Налогового кодекса. Рабочий вариант законопроекта предусматривает повышение с 13% до 30% ставки налога с граждан, чей годовой доход составляет от 12 до 30 миллионов рублей, и до 50% - для тех, кто зарабатывает больше. 

Солидарность

Внедрение «налога солидарности» может стать консенсусной заменой активно обсуждаемой в последние годы идеи принятия в России прогрессивной шкалы налогообложения, так же как и повышения плоской ставки НДФЛ с 13% до 15%, о чем недавно говорил министр финансов Антон Силуанов. 

По расчетам разработчиков, «налог солидарности» в России коснется в сумме только 0,2% социально активного населения. Этого может оказаться достаточно, поскольку именно они получают больше трети всех доходов в стране. По данным Федеральной налоговой службы, в 2013 году сборы НДФЛ составили 2,5 трлн рублей, соответственно, разработчики ожидают, что нововведение принесет 300–500 млрд рублей в год.

Полученные средства авторы предлагают централизовать и использовать на поддержку развития отдельных субъектов РФ: Восточной Сибири, Дальнего Востока и, конечно же, Крыма с Севастополем. Согласно обсужденному в начале июля проекту Федеральной целевой программы развития до 2020 года этого новообретенного черноморского субъекта Федерации, общие расходы должны составить порядка 790 млрд рублей. Так что, «налог солидарности» теоретически способен целиком покрыть финансовые потребности Крыма и Севастополя. 

Видимо, авторы проекта ориентировались на опыт Германии, в которой уже более двадцати лет взимается «налог солидарности» с аналогичными целями. Он был введен после объединения западной и восточной частей страны, и поначалу составлял 7,5% на все виды доходов. Планировалось, что эта акция продлится только год, однако с 1998 года его ставка была понижена до 5,5% и с тех пор он взимается без перерыва до сих пор. «Налог солидарности» взимается с общего годового подоходного налога гражданина или корпорации, сумма которого превышает 972 евро, а сборы идут на развитие бедных районов бывшей ГДР. За это время лишь на модернизацию городов было потрачено около восьми миллиардов евро. 

Казалось бы, введение «налога солидарности» в России выглядит крайне своевременной мерой. Проблема в том, что уже после присоединения Крыма, 24 апреля этого года, замминистра финансов Сергей Шаталов однозначно заявлял, что Россия не будет вводить специальный «налог солидарности», также как в планах нет и повышения существующих налогов. Ранее президент России заявил, что из российского бюджета на развитие Крыма в 2014 году будет потрачено 100 миллиардов рублей. Федеральный бюджет располагает резервом в размере 243 миллиардов рублей. 

Возникает вопрос, насколько правомерно, в принципе, введение нового вида налога? Законность «налога солидарности» неоднократно оспаривалась в Германии, а финансовый суд Нижней Саксонии даже поддержал его отмену. Однако Верховный суд ФРГ публично осудил такие попытки, а в 2010 году Федеральным финансовым судом Германии «налог солидарности» был однозначно признан конституционным, что резко остудило пыл его оппонентов в Германии и резко увеличило число его поклонников в других странах. 

А стран таких с каждым годом становится все больше. Во Франции сумма «налога солидарности» варьируется в размере от 0,5% до 1,5% от стоимости собственности, цена которой превышает 1,3 миллионов евро. С 2012 года он появился и в Италии, где составляет 3% от суммы годового дохода, превышающей 300 тысяч евро. А с 2013 года «налог солидарности» введен в Чехии в размере 7% для граждан, зарабатывающих более 100 тысяч чешских крон в месяц (около 5,2 тысячи долларов США). В самой же Германии этот налог уже точно не будет отменен до 2019 года, что «необходимо для выравнивания экономической ситуации на востоке и западе страны».

Альтернативы

Впрочем, даже в тех развитых странах, которые не испытывают нужды во введении «налога солидарности», давно используются его аналоги в форме налога на роскошь или прогрессивной шкалы налогообложения. Верхний и низший уровни налога отличаются в 2-8 раз. Например, в Китае минимальная ставка подоходного налога составляет 5%, а максимальная – 45%. Налогоплательщики в США разделены на шесть групп: от 10%, сколько платят те, чьи доходы составляют менее 7300 долларов в год, до 35% - чей доход выше 350 тысяч. 

Великобритания с 2010 года повысила предельную ставку налога на лиц с доходами свыше 150 тысяч фунтов стерлингов с 40% до 50%. Максимальный подоходный налог в Японии, Бразилии, Финляндии составляет соответственно 50, 27,5 и 35% и применяется к доходам свыше 10 тысяч долларов США в месяц. 

Идея увеличения налога для сверхбогатых стала в последние годы традиционной темой для обсуждения в России. Уже в этом году советник президента Сергей Глазьев отмечал, что стимулировать рост ВВП можно за счет повышения налога для сверхбогатых до 40% от их доходов, что даст возможность дополнительно получить на госинвестиции до 5 трлн рублей в год. 

Ранее с альтернативными проектами выступали: 

депутаты Андрей Исаев и Валерий Трапезников - для 10% богатейших граждан подоходный налог необходимо повысить до 20%, для 10% беднейших людей снизить до 10%; 
Владимир Жириновский - "семиступенчатая шкала": при годовом доходе до 10 тысяч рублей гражданин должен платить 2%, от 10 до 50 тысяч в год – 10%, 50-200 тысяч – 13%, а максимальная ставка в 40% была им определена для граждан с годовым доходом свыше 5 миллионов рублей, при этом облагать налогом по прогрессивной шкале предлагалось не только зарплату, но и дивиденды; 
"Справедливая Россия" - прогрессивная шкала: ежемесячный доход до 10 тысяч рублей не должен облагаться налогом, при доходе в 10-100 тысяч рублей – ставка 10%, от 100 тысяч до 1 миллиона рублей – 13%, 1-3 млн рублей – 25%, более 3 миллионов – 30%;
член комитета по финансам  Алексей Багаряков  - при заработке менее 60 тысяч рублей в год – 5%, для тех, кто получает от 60 до 600 тысяч – 15%, от 600 тысяч до 3 млн рублей – 25%, 3-12 млн – 35%, а для тех, кто зарабатывает от 12 миллионов рублей в год и выше – 45%.

И так далее, еще десяток схожих до неразличимости проектов. Наиболее реальный шанс вернуть прогрессивную шкалу был упущен в 2005 году, когда такую меру предлагала Счетная палата. Этот законопроект, как и большинство его аналогов, был отклонен по одной причине – депутаты опасались ухода бизнеса в тень: 15-20% заработной платы будет выплачиваться не по ведомости, а в виде конвертов.

Перспективы

Фактически нынешний проект «налога солидарности» мало чем отличается от вышеупомянутых вариантов прогрессивной шкалы. Возникает вопрос, зачем нужны такие сложности с внедрением в российское правовое поле новых понятий, тем более, что опыт использования прогрессивной шкалы у нас уже имеется. 

Видимо, причина в том, что вопрос с введением в России прогрессивной шкалы налогообложения был практически закрыт еще в 2009 году, когда Владимир Путин заявил, что не считает целесообразным отказ от единой ставки подоходного налога. По его словам, за восемь лет после введения плоской шкалы поступления возросли в 12 раз.

"Никакой справедливости социальной не будет. Но те, кто получал сегодня высокую заработную плату, будет получать часть ее в конвертах", - заметил тогда Путин.
Так что, проект «налога солидарности» сегодня, возможно, является лишь попыткой запустить старую идею в новой обертке, воспользовавшись актуальным поводом. С одной стороны в этом видится грубый политический пиар-ход, но с другой сама суть идеи в изменившихся условиях может оказаться спасительной, если ее оценить свежим взглядом. Даже далекая от конкурентных игр Счетная палата еще в 2011 году предлагала латать дыры в бюджете с помощью миллионеров, число которых выросло за последние десять лет на несколько порядков. 

Противники прогрессивной шкалы напоминают, что только за первые шесть лет после внедрения плоской шкалы, объем собранных средств вырос в 35 раз. Эксперты связывают это с тем, что те, кто раньше скрывал свои доходы, посчитал, что гораздо спокойнее платить 13%, чем иметь риск попасть под уголовное преследование. Однако даже при нынешней ставке российские налоговики не могут собрать более 70-75% платежей. Эксперты опасаются, что в случае увеличения налога российский бюджет может лишиться и этого.

Вероятно, контролировать честную сдачу деклараций считанного числа миллионеров профильным органам будет проще, чем миллионов граждан в самых разных регионах страны. С другой стороны именно топ менеджерам в крупных компаниях проще всего будет скрывать декларируемую часть доходов с помощью системы бонусов и премий.

Проект «налога солидарности», безусловно, абсолютно законен и правомерен, однако спорен с точки зрения экономической эффективности. Практически не вызывает сомнений только один факт: вряд ли он будет работать без соответствующего по масштабам ужесточения ответственности за неуплату налогов – в первую очередь для представителей того же класса, от кого депутаты ожидают проявления этой самой «солидарности».