«Никто не обнимет необъятного», писал когда-то Козьма Прутков. «Нельзя впихнуть невпихуемое», – вторит ему современный россиянин, который слишком много времени проводит в социальных сетях. Однако именно на таком ломаном русском языке можно кратко охарактеризовать суть законопроекта № 553338-6 "О психологической помощи населению в Российской Федерации", внесенного незадолго до летних парламентских каникул на рассмотрение Госдумы группой депутатов и членов Совета Федерации. 

После прочтения документа складывается впечатление, что его авторы даже самую ненавязчивую дружескую поддержку хотят поместить в прокрустово ложе формализованной психологической помощи.

Понятия и их подмена

Возьмем, например, центральное определение законопроекта (пункт 1 статьи 2), согласно которому конечными целями психологической помощи являются «преодоление психологических проблем, поддержание психического здоровья, оптимизация психического развития, социальная адаптация, саморазвитие, самореализация и повышение качества жизни человека».

Но где содержатся определения таких понятий, как «самореализация», «качество жизни», «саморазвитие»? Все эти концепты довольно спорны в самой психологической среде. Вот, например, друг, поддержавший товарища душевным разговором за рюмкой чая - он содействует «повышению качества жизни» последнего, или не содействует? Ведь человек выговаривается, и реально может получить ту самую поддержку, в которой, видимо, так нуждается.

Конечно, проект говорит о том, что психолог указанных целей должен добиваться путем применения «профессиональных мер поддержки и содействия». Но сама специфика психологической помощи такова, что многие обыденно используемые нами приемы коммуникации оказываются элементами специализированных психологических методик.

Например, в той же ситуации «утешения» друг может спросить страдающего приятеля: «Тебя, наверное, бесит поведение твоей бывшей?» - и... это будет техника отражения чувств, активно используемая многими психологами.

Получается таким образом, что любая оказываемая человеку психологическая поддержка становится профессиональной психологической помощью. И все бы ничего, приятно даже потешить себя мыслью об обладании такими умениями - да вот только закон запрещает эту помощь оказывать тем, кто не отвечает определенным требованиям.

Вопросы без ответов

Согласно все тому же пункту 1 статьи 2 проекта, психологическую помощь вправе оказывать только три категории лиц:

1)    государственные учреждения;
2)    негосударственные организации;
3)    индивидуальные предприниматели.

В свою очередь, психологом имеет право называться физическое лицо, соответствующее следующим требованиям:

1)    имеющее высшее психологическое образование (не ниже уровня специалиста);
2)    успешное прошедшее профессиональную стажировку;
3)    сдавшее квалификационный экзамен;
4)    состоящее в саморегулируемой организации психологов (или оказывавшее психологическую помощь в штате государственных органов/учреждений).

Подобные условия сразу ставят ряд вопросов. Например, как быть с психологами-бакалаврами? Они не могут оказывать людям помощь? Но тогда нивелируется сам смысл бакалавриата по психологии. А как быть с различными организациями и самостоятельными специалистами, которые работают в сфере тренингов, коучинга, НЛП и прочих «околопсихологических» направлений? Несомненно, что они занимаются содействием самореализации и саморазвитию личности. И, зачастую, их помощь не менее значима, чем помощь в рамках психологического консультирования и психотерапии. Они теперь окажутся вне закона?

Согласно проекту, выходит, что те из них, кто все же имеет базовое психологическое образование на уровне специалитета, теперь срочно должны бежать проходить стажировку и сдавать экзамен. И тут возникают уже дополнительные вопросы. Например, где: на психологических факультетах, многие из которых по профессиональному уровню ниже тех программ, по которым работают эти специалисты? В психиатрических больницах, куда возьмут только медицинских психологов? 

Те, кто имеет только уровень бакалавра, должны срочно поступать в магистратуру. А те, кто не получил формального психологического образования, и вовсе оказываются вне закона и могут быть привлечены за незаконную предпринимательскую деятельность?

Рецепты шантажа

Наконец, проект содержит ряд вообще довольно странных положений, наличие которых в тексте заставляет сильно усомниться в том, насколько его авторы ориентируются в сути психологической помощи как таковой.

Например, пунктами 4 и 5 статьи 5 устанавливается, что экстренная психологическая помощь оказывается бесплатно, и отказ в ней недопустим. Но каковы критерии этой экстренности? Как всегда, отсутствие четких границ дает большой простор для фантазии, которая при этом, как правило, существенно уступает неожиданностям реальной жизни. Например, не так и сложно подвести аргументацию под требование срочно и бесплатно пройти тренинг личностного роста в недешевой компании. Альтернатива - долгие судебные препирательства (это шантаж, да).

Также подпункт 1 пункта 4 статьи 11 содержит такую замечательную обязанность клиента, как исполнение рекомендаций психолога.

Во-первых, бросается в глаза очевидное противоречие между словами «рекомендации» и «обязан выполнять». Рекомендации же это не требования, и безусловному исполнению подлежать по определению не могут. 

Во-вторых, само слово «рекомендации» действительно происходит из психологической практики и точно отражает суть обращений специалиста к клиенту. Любые психологические изменения могут происходить только на добровольной основе, невозможно заставить человека меняться! Если же человек такой добровольности не проявляет, то максимум, что может сделать психолог - обсудить в клиентом вопрос такого неисполнения и, вполне возможно, обнаружить, таким образом, реальную проблему клиента. 

Теперь же, любой соответствующий формальным критериям психолог может просто ткнуть клиенту в указанное положение будущего закона и потребовать беспрекословного следования своим инструкциям. Как минимум, это неэффективно. А уж если психолог ошибается, то и вовсе опасно для здоровья клиента.

О вреде торопливости

Можно было бы привести и другие «странности» рассматриваемого законопроекта. Главное же состоит в следующем. Работа с человеческой душой (сознанием, личностью и проч.) - очень «тонкая» сфера. Порой здравомыслие, искренний интерес к человеку, коммуникативные умения и жизненный опыт специалиста в этой области оказываются куда важнее, чем красный диплом солидного вуза и стопка сертификатов различных курсов. Психолог (не путать с психиатром!) - не инженер, не врач, не юрист, не электрик. Качество его работы в гораздо меньшей степени определяется формальными знаниями, и в гораздо большей - практическими умениями. Это очень специфическая область человеческой деятельности, бездумное «зарегулирование» которой может серьезно осложнить возможности реальной психологической помощи нашим согражданам, основная масса которых в ней, на самом деле, очень и очень нуждается.
 
Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ