Нижняя палата парламента снова пытается повернуться лицом к рядовому избирателю. На рассмотрении Госдумы находится документ, направленный на защиту прав потребителей: законопроект № 394101-6 "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статью 1098 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" внесен депутатами Олегом Михеевым и  Андреем Озеровым.

В проекте есть запрет на "использование трудно читаемого, мелкого шрифта, равно как применение иных способов подачи информации, затрудняющих ее восприятие потребителем". В первую очередь, речь идет о защите граждан в ситуации потребительского кредитования, когда самые главные пункты соглашения между заемщиком и кредитной организацией зачастую изложены так, что ознакомиться с ними в нужный момент практически невозможно.

Народные избранники хотят исправить ситуацию.

Как отнять деньги

Российский бизнес в прошлом десятилетии в основной массе отошел от способов работы, характерных для девяностых годов. Одним из таких способов, если кто уже забыл, было отсутствие надлежащего документального оформления сделок.

Теперь маятник качнулся в другую сторону: большинство сделок на потребительском рынке сопровождаются, наоборот, огромным количеством разного рода бумаг. К сожалению, несмотря на радикальные внешние перемены, зачастую продиктованы они ровно той же идеей – любой ценой продать товар или услугу. Но если на заре развития рыночной экономики этой цели бизнесмены достигали самым коротким путем, не задумываясь про какие-то там документы, то в последние годы потребителя нередко стремятся запутать многочисленными текстами.

Одной из форм этого запутывания является такая уловка, как изложение всех или некоторых частей документа мелким шрифтом. Расчет здесь делается на то, что человек, устав читать "много букв", не будет напрягать зрение и всматриваться. Во многом этот расчет оправдывается: кажется, ничем неискоренимо пренебрежение наших соотечественников к разным "формальностям".

Результатом такого отношения зачастую является то, что непрочитанные положения документов впоследствии нередко ставят граждан в сложную финансовую ситуацию.

Судебная неразбериха

В настоящее время гражданам на помощь, как правило, приходят Роспотребнадзор и суды. В пояснительной записке к законопроекту Михеева-Озерова приводятся ссылки на ряд судебных актов, где рассматривается проблема составления договоров с потребителями, в которых содержатся изложенные мелким шрифтом положения.

Интересно отметить при этом, что арбитражные суды, от которых, скорее, можно ожидать поддержки предпринимателей, более склонны занимать сторону потребителей. В частности, судами отмечается, что потребитель вправе рассчитывать на получение необходимой и достоверной информации об услугах,  обеспечивающей возможность их правильного выбора. Данная информация в наглядной и доступной форме должна доводиться до сведения потребителей, считают судьи.

Между тем, "мелкий шрифт, включенный в условия договора о предоставлении возобновляемой кредитной линии для совершения операций с использованием кредитной карты, крайне затрудняет визуальное восприятие текста договора", сказано в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2010 года № КА-А41/16204-10 по делу № А41-12206/10. Кто хочет, легко отыщет это дело в картотеке ФАС МО.

А вот суды общей юрисдикции чаще настаивают на соблюдении формальных требований: раз договор подписан гражданином, то уже неважно, каким шрифтом напечатаны те или иные его фрагменты. Красноречивый пример такого подхода  есть, например, в апелляционном определении Белгородского областного суда от 7 августа 2012 года № 33-2176. В нем суд признал необоснованными доводы жалобы, в которой указывалось на "выполнение кредитного договора мелким шрифтом, в связи с чем ответчик ненадлежащим образом был ознакомлен с условиями кредитного договора по взысканию процентов".

Спорная читабельность

Именно для устранения такого разнобоя и предлагается принять рассматриваемый законопроект: в ситуации, когда суды могут выносить прямо противоположные по смыслу решения, правовая неопределенность должна быть устранена прямым указанием закона. Нельзя не согласиться с авторами проекта, которые указывают, что "мелкий шрифт затрудняет восприятие, дает лишнее напряжение глазам и побуждает пропускать изучение соответствующих условий договора, что в итоге может привести к неблагоприятным последствиям для стороны договора". На основании изложенного и предлагается внести необходимые изменения в закон 1992 года "О защите прав потребителей" и в ГК РФ.

При этом очевидно, что ситуация в отношениях между бизнесом и потребителями с принятием данного законопроекта в одночасье не изменится. Легко можно предположить другие способы, которыми недобросовестные предприниматели будут пользоваться для достижения своих целей.

Например, можно использовать диаметрально противоположный прием - делать текст очень крупным. В результате это может привести к тому, что потребитель точно так же не будет читать договор, но только не из-за нежелания напрягать глаза при разглядывании мелкого шрифта, а устрашившись той кипы из нескольких сотен листов формата A4, которую ему предложат для ознакомления.

Как представляется, более целесообразным для достижения целей законопроекта было бы, например, наделение Роспотребнадзора правом установить конкретные требования к документам, предоставляемым потребителям для ознакомления и подписания. Например, это можно сделать на основе тех же санитарных правил и нормативов "Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых" (СанПиН 1.2.1253-03). Кстати, именно на эти нормы и правила сегодня ссылаются суды, признавая мелкий шрифт некоторых кредитных договоров незаконным.

Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ