Летом, когда спрос на кондиционеры традиционно растет, повышается и количество нарушений прав потребителей, приобретающих популярную технику. При этом продавцы-установщики могут халтурить как в горячке, "зашиваясь" от избытка заказов, так и целенаправленно использовать уловки, чтобы максимально нажиться на изнывающих от духоты жильцах.

Как не попасть в ловушку и обзавестись кондиционером, избежав лишних трат денег, времени и нервов - в очередном выпуске нашей рубрики.

"Поможем получить разрешение"

Многие владельцы квартир переживают: кроме денежных расходов придется еще побегать по инстанциям, чтобы получить разрешение на установку "кондишена". А фирмы-продавцы рады стараться: "Недорого соберем за вас все необходимые документы и оформим разрешение!". Таких объявлений сейчас полно в Интернете. Стоит ли им доверять?

Сразу отметим: для жителей Москвы подобная услуга - чистейшей воды обман. Запомните: необходимость оформлять проектную и разрешительную документацию для установки кондиционеров в многоэтажных жилых домах в столице ОТМЕНЕНА (кроме случаев крепления техники на парадных фасадах домов, отнесенных к объектам культурного наследия). Это облегчение вступило в силу еще в 2011 году благодаря Постановлению Правительства Москвы от 22 марта 2011 года № 85-ПП. Однако, как показывает практика, часть продавцов по-прежнему продолжает брать с граждан деньги "за воздух" - не существующую и не оказываемую на самом деле услугу.

В то же время в ряде других регионов местное законодательство не столь либерально и действительно может требовать согласований, поскольку регулирование этого вопроса отдано на усмотрение органов власти субъектов РФ.

Поэтому совет: перед тем, как заказывать "кондишен", поинтересуйтесь в вашей городской (районной) администрации: предусмотрен ли особый порядок для установки охлаждающей техники? Если такие правила есть и вам недосуг заниматься согласованиями, посредническая услуга фирмы-продавца может и вправду выручить.

"Вам бонус - установка даром!"

Конечно, любые скидки и прочие бонусные акции это приятно. Но в отдельных случаях может сработать схема с бесплатным сыром из мышеловки.

В частности, некоторые фирмы-продавцы кондиционеров практикуют такой маркетинговый ход. Покупателей завлекают подарком: бесплатная установка "кондишена"! При этом стоимость указанной услуги, как правило, чуть снижается и в любом случае включается в цену самого аппарата - понятно, что в убыток себе бизнесмены работать не будут. Однако основной выигрыш для продавца и подвох для потребителя - в другом. А именно: если фирма-исполнитель напортачит с установкой, то потребовать бесплатного устранения недостатков работы и выплаты неустойки за просрочку заказчик уже не сможет. Ведь это не платная услуга, подпадающая под закон "О защите прав потребителей", а бонус - считай, благотворительность со стороны продавца. В общем, ситуация из серии "дареному коню в зубы не смотрят".

Поэтому эксперты по защите прав потребителей советуют: если вы не уверены в надежности и добросовестности фирмы на 200% (к примеру, когда там все друзья-знакомые или коллеги по работе прекрасными "кондишенами" обзавелись), то на подобные предложения лучше не покупаться.

Обратите внимание: максимум гарантий и рычагов для защиты своих интересов вы будете иметь, если закажете установку кондиционера с классическим раскладом. То есть, когда в договоре прописаны стоимость агрегата и его установки, либо общая сумма заказа.

"Пока доставят "кондишен", успеют прийти холода"

Просрочка доставки спасительной техники в горячую во всех смыслах пору - одна из самых частых жалоб покупателей. "У нас такая очередь - вы себе не представляете, да еще поставщик заграничный транспортировку задержал, на таможне проблемы...", - отговорок, которыми "кормят" заказчиков, масса. И все они, как правило, - вне закона. Ведь форс-мажором считаются крайне редкие события типа стихийных бедствий, препятствующих исполнению обязательств. Как себя грамотно вести, столкнувшись с задержкой доставки?

Прежде всего, имейте в виду: у вас есть "финансовый кнут". Если вы внесли предоплату, то за нарушение срока доставки продавец обязан будет выплачивать неустойку в размере 1% стоимости товара за каждый день просрочки (статья 23.1 закона "О защите прав потребителей"). Таким образом, в случае, например, 15-дневной просрочки (считаются все календарные дни) вы получите 15-процентную скидку от цены кондиционера. Согласитесь, неплохо.

С другой стороны, даже если вы еще не успели заплатить и копейки, но в договоре есть пункт с формулировкой "срок исполнения заказа", то у вас также будет право потребовать неустойку. В этом случае следует ссылаться на статью 28 закона "О защите прав потребителей". А именно: заказчику полагается неустойка в размере 3% от стоимости услуги (либо общей стоимости заказа, если цена конкретной услуги не прописана) за каждый день просрочки. Максимальная сумма неустойки не может превысить стоимость услуги либо цены всего заказа, если стоимость услуги не указана в договоре отдельно.

Наконец, не забывайте: если вас окончательно достало ожидание или, например, за это время вы нашли другую фирму, которой доверяете больше, то имеете полное право разорвать отношения с непунктуальным продавцом. Укажите в письменном заявлении, что отказываетесь от исполнения договора на основании пункта 1 статьи 28 и пункта 2 статьи 23.1 закона "О защите прав потребителей". Фирма обязана будет вернуть вам сумму предоплаты в течение 10 дней.

Берегитесь техники б/у!

Юристы обществ защиты прав потребителей предупреждают: в периоды повышенного спроса также учащаются случаи продажи техники, бывшей в употреблении. В том числе - кондиционеров, от которых по каким-либо причинам, включая поломки, отказался предыдущий покупатель.

Характерный признак "второй свежести" - повреждения упаковки. Сотрудники фирмы-продавца обычно объясняют, что это случилось в ходе транспортировки и на качестве работы никак не отразится. Возможны также нестыковки в гарантийной документации, что связывают с "не страшными" ошибками при ее заполнении.

Чтобы не стать владельцем подержанного кондиционера, соблюдайте простые правила:

- при доставке внимательно осматривайте упаковку и внешний вид аппарата. Тревожными сигналами являются любые повреждения, вмятины, царапины, сколы и т.п.;

- проверяйте сопроводительные документы. Вам должны выдать: гарантийный талон (сервисную книжку, техпаспорт), инструкцию по эксплуатации на русском языке и кассовый чек. Также у вас на руках должен быть договор с указанием срока установки и (или) общего срока исполнения заказа.

И, в любом случае, имейте в виду: даже если вы собственноручно подписали акт о приемке с указанием, что не имеете никаких претензий, то в будущем, если "кондишен" забарахлит, сможете полноправно требовать бесплатного устранения дефектов. А при особо сложных недостатках - замены бракованного аппарата с бесплатным демонтажом и установкой нового. Все эти требования предъявляются по общим правилам защиты прав потребителей при покупке некачественных товаров (статьи 18 - 24 закона "О защите прав потребителей").

Анна Добрюха