Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета

Уже в апреле, как ожидается, российскому обществу будет представлен целый ряд инициатив по противодействию коррупции. Среди них окажутся и новые идеи, и, не стоит удивляться, несколько позабытые старые задумки.

Однако никакие приемы, как их не переформатируй, по-прежнему не будут работать при двух условиях. Если власть, и в первую очередь ее системообразующий бюрократический аппарат, продолжит проявлять недостаточную решительность в борьбе с коррупционными проявлениями. И если общество, граждане в целом, не перестанут страдать застарелой болячкой – антикоррупционной инфантильностью.

Наследие "проклятых 90-х"

Современные философы утверждают, что коррупцией уместно именовать использование лицом публичного (в 99,9% случаев - властного) ресурса с целью получения выгоды в материальной или нематериальной форме для себя или в пользу третьих лиц. Проще говоря, коррупция это не врач или учитель, берущий шоколадки в качестве благодарности за оказанную любезность или просто хорошо сделанную работу. Это – чиновник, который превратил собственные должностные обязанности в инструменты извлечения незаконных сверхприбылей.

Да, громкие коррупционные дела случались и в позднем СССР. Достаточно вспомнить расстрельные "дело Елисеевского гастронома" или "хлопковое дело". Но то были лишь громкие одиночные всплески на фоне всепоглощающего советского заговора тотального молчания.

С началом 90-х, при формировании новой экономической системы (я говорю, естественно, в первую очередь о приватизации и связанных с ней процессах), рядом "молодых реформаторов" был высказан довольно циничный тезис: коррупция есть "смазка" экономики переходного периода. Мотивировали это неоднозначное утверждение реформаторы следующим образом: с целью ускорения изменения экономической и политической модели новой России во избежание негативного воздействия на этот процесс правовых и управленческих советских практик, важно не проявлять рьяного усердия в противодействии коррупции.

Чего из этого "золотого правила" вышло, все мы наблюдаем сейчас. Если до предела обобщить, мотивация личного обогащения быстро проникла в управленческий аппарат, поразила региональные элиты и правоохранительную систему. Коррупция победила на всех уровнях. Даже на самом низовом, среди вчерашних школьников, она приобрела особо извращенные формы. Пару лет назад среди старшеклассников был проведен социологический опрос. Выяснилось – большинство мечтает работать в административных органах власти или естественных монополиях. То есть россияне с младых ногтей мечтают быть не космонавтами, первопроходцами или врачами-учителями-строителями, а серой массой "решающих вопросы" бюрократов.

В итоге мы докатились до того, что коррупция стала напрямую и всерьез угрожать национальной безопасности страны, крайне негативно сказываться на осуществлении основных государственных функций: обеспечении безопасности и правосудия.

Смрадные коррупционные следы мы наблюдаем буквально на всех уровнях управления. Не удивительно – в стране торжествует бюрократия. Иначе откуда у государства сегодня было бы в руках почти две тысячи совершенно избыточных функций?

Оборот российской коррупции сегодня – около 300 миллиардов долларов в год. Все также помнят цифру, озвученную не так давно Дмитрием Медведевым: ежегодно Россия теряет 1 триллион рублей только в сфере государственных закупок. По данным Банка России, в 2012 году, по меньшей мере, 35 миллиардов долларов были выведены из страны при помощи разного рода сомнительных финансовых операций.

Что мы имеем, если резюмировать? Не просто зло - фактор государственной деградации.

Что делается

Впервые за весь постсоветский период власть сделала осязаемую попытку серьезного, фундаментального поворота в сторону системной и всесторонней борьбы с коррупцией лишь совсем недавно.

Понимание того, что происходящий процесс действительно реален, а не напоминает вызывающую саркастические усмешки имитацию, приходит после анализа некоторых решений и законодательных инициатив последнего времени.

Так, принципиальный вклад в деле противодействия коррупции должен внести целый ряд инициатив, призванных значительно снизить коррупционные риски. В этой связи в первую очередь стоит говорить о вступившем в силу федеральном законе "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Он устанавливает правовые основы осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственную должность (а также их супругов и несовершеннолетних детей) общему доходу за три последних года, предшествующих совершению сделки, а также определяет порядок контроля за расходами и механизм обращения в доход государства имущества, приобретенного на незаконные доходы.

Принят в первом чтении президентский законопроект "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и иметь ценные бумаги иностранных эмитентов". Документ запрещает лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности России (а также их супругам и несовершеннолетним детям) иметь счета в иностранных банках и владеть ценными бумагами иностранных юридических лиц. Нарушение указанного запрета повлечет досрочное прекращение полномочий либо увольнение в связи с утратой доверия.

Принят в первом чтении правительственный законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг (в части регулирования государственных и муниципальных закупок)", предусматривающий совершенствование ключевого механизма государственных закупок. Да, вокруг этого документа наблюдается много клептократической возни, и доподлинно неизвестно, чем кончится борьба инициаторов реформирования системы госзакупок с теми, кого все по понятным причинам устраивает, однако самой попытке и тем, кто ее делает, стоит отдать должное.

Но идем дальше. В третьем чтении принят законопроект "О Счетной палате", который значительно ужесточает принципы кадрового отбора, существенно повышает профессиональные требования к руководящему составу и аудиторам структуры, играющей значительную роль в борьбе с коррупцией и выявлении злоупотреблений.

Определенные и весьма важные шаги предпринимаются в сфере управления, в том числе финансовыми источниками и денежными потоками. К примеру, в Госдуме рассматривается законопроект об установлении возможности определения законом субъекта федерации порядка избрания высшего должностного лица. При этом требование по запрету на зарубежные активы будет распространяться и на кандидатов в губернаторы. Тем самым власть дает сигнал политический региональным элитам, ставя их перед выбором: либо заниматься обеспечением своего благосостояния, либо выполнять государственные функции.

Вскрывая нарыв

Коррупционная ситуация в правоохранительных органах, спецслужбах, судебной системе остается крайне негативной. Однако нельзя не отметить и позитивные сдвиги в их работе.

Первое, что приходит в голову: 6 ноября прошлого года отправлен в отставку министр обороны Анатолий Сердюков. Активно развивается дело "Оборонсервиса", в рамках которого экс-министр - пока свидетель. Махинации в этой организации нанесли государству ущерб на сумму более 3 млрд. рублей. И это лишь вершина айсберга.

9 ноября прошлого года задержан бывший заместитель министра регионального развития Роман Панов, подозреваемый по делу о хищении средств, выделенных на саммит АТЭС во Владивостоке. Помимо Панова, работавшего перед арестом и.о. председателя правительства Пермского края, по уголовному делу проходит целый ряд бывших руководителей Минрегиона. А ведь, как известно, общий объем инвестиций на подготовку к саммиту составил более 600 млрд. рублей.

Куда более грандиозные суммы страна тратит и на другие инфраструктурные проекты, в частности, подготовку к Олимпиаде в Сочи. Стоит надеяться, что и здесь оперативно сработают правоохранительные органы, несмотря на былые заслуги ряда фигурантов и занимаемые ими ныне посты.

Примеры тому мы также уже имеем. Так, за нарушение сроков сдачи трамплинного комплекса "Русские горки" на Красной Поляне получил отставку со всех своих постов вице-президент Олимпийского комитета России, председатель совета директоров компании "Курорты Северного Кавказа" Ахмет Билалов. Думаю, не он последний…

Также в ноябре прошлого года стало известно об установлении следственными органами хищения на сумму более 6 млрд. руб. при разработке навигационной системы ГЛОНАСС, к которому причастно руководство ОАО "Российские космические системы".

Проходит как свидетель по уголовному делу о хищениях бюджетных средств, выделенных ОАО "Росагролизинг", бывший министр сельского хозяйства Елена Скрынник. 7 февраля этого года арестован по обвинению в мошенничестве с крупным кредитом кредита на сумму более 124 млн. долл. председатель Высшей аттестационной комиссии, директор департамента Министерства образования и науки Феликс Шамхалов.

12 февраля этого года стало известно о возбуждении Следственным комитетом уголовного дела по факту хищения денежных средств, выделенных из бюджета на развитие наукограда "Сколково". В деле фигурируют теперь уже бывший директор департамента финансов "Фонда Сколково" Кирилл Луговцев и также экс-гендиректор таможенно-финансовой компании "Сколково" Владимир Хохлов.

Расследуется масштабное дело о злоупотреблениях при поставках продовольствия для учреждений Федеральной службы исполнения наказаний.

Данные примеры иллюстрируют, что в борьбе с коррупцией появился новый вектор, направленный в сторону лиц, относящихся к высшей категории управленцев. И здесь можно вслух говорить о системной государственной политике, а не о разовых случаях поимки и возможной посадки наиболее одиозных фигурантов коррупционных дел.

Однако стоит констатировать, что коррумпированная бюрократия все ещё является отдельным социальным классом, который подменил служение интересам общества и государства заботой о своих собственных корыстных интересах. При этом данный класс активно противодействует любым практическим шагам антикоррупционного характера. Некоторые примеры я привел выше.

При этом по существующей статистике свыше 80% осужденных – представители низовой коррупции. Мелкие взяточники на бытовом уровне. В России пока не было ни одного процесса, в котором за коррупционную деятельность в места лишения свободы отправляли бы чиновников высокого уровня и их покровителей. Именно это – десакрализация высокопоставленного чиновника - важнейшее направление дальнейших действий.

Лично я считаю, что помимо прочего необходимо вернуться к обсуждению ужесточения уголовного наказания за коррупционные преступления, приравняв их по степени ответственности к измене родине. Никаких преувеличений тут нет.

Вместо выводов

Первое. Власть, вопреки слухам и домыслам, заинтересована в системном противодействии коррупции. Такой вывод вызван реальной оценкой недостаточной степени управляемости госаппаратом, высоким уровнем общественного недовольства, обусловленного коррупцией, и негативными последствиями от нее в экономической, внутри- и внешнеполитической сферах.

Второе. Мне кажется, крайне необходимо еще раз обратить внимание на крайне важный фактор формирования (пусть пока в зачаточной форме) института политической конкуренции, поскольку именно этот институт является наиболее важным и стимулирующим при формировании антикоррупционных отношений. Не секрет ведь, что деятельность СМИ и независимых политических активистов легли в основу некоторых уголовных дел и судебных процессов, которые сейчас на слуху.

Третье. Следует помнить, что основным заказчиком на противодействие коррупции есть и будет оставаться общество и гражданин. Однако в настоящее время граждане не осознают не только всю степень реальной угрозы коррупции, но и считают в большинстве своем, что это проблема, которую должны решать только руководство страны и органы государственной власти. Процент «неравнодушных» к коррупционным проявлениям недостаточно велик, а многие к тому же все еще думают, как бы побыстрее встроиться в коррупционную систему лично или сделать ее винтиками своих близких.

К тому же, в общественном сознании образ коррупционера зачастую совпадает с образом успешного и самодостаточного человека. В этом и есть основная проблема. Решить ее возможно только преодолев антикоррупционный инфантилизм всего общества.