Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

В Госдуму 6 февраля внесена законодательная инициатива, которая в случае одобрения обяжет всех родителей и опекунов оснащать верхнюю одежду своих детей световозвращающими элементами, проще говоря – отражателями. Подобная экипировка понадобится не во всех случаях, а только "при движении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, вдоль проезжей части дороги в темное время суток". Какими именно будут такие отражатели, придется решать российскому правительству. Выдавать их, по замыслу авторов поправок, должны муниципалитеты.

Хорошая идея, аргументированная наработанным мировым опытом в части безопасности дорожного движения, небезупречна с юридической точки зрения. Например, из-за того, что за несоблюдение нового требования не предполагается никакого наказания. Это означает, что даже правильный новый закон будет компенсироваться российской необязательностью его исполнения.

Повторение пройденного

Идея о том, что одежда пешеходов должна отражать свет автомобильных фар, в разных вариациях обсуждается не первый год. Особо актуальной она стала с тех пор, как Россия добровольно-принудительно начала жить в нынешнем часовом поясе - когда выходишь на работу – еще темно, а идешь с работы – уже темно. При такой долготе светового дня не позавидуешь тем, кто крутит баранку. Любой водитель осенью, зимой и ранней весной сталкивался с ситуацией, когда даже на хорошо освещенную дорогу из темноты делает шаг пешеход в темной одежде. До последнего момента шагающего просто не разглядеть, даже если автомобиль двигается с разрешенной скоростью, а автомобилист соблюдает все дорожные предписания.

Сухая статистика подтверждает – в 9 из 10 случаев наезда на пешехода в темное время суток пострадавший находится на проезжей части именно в темной одежде, не отражающей световые лучи.

Над сезонным увеличением числа ДТП с участием таких вот "темных" граждан долго думали в российской ГИБДД. И прошлой осенью, кажется, придумали. В конце ноября прошлого года на сайте ведомства появилась информация о том, что автоинспекторы хотят радикально изменить Правила дорожного движения. Водителей предлагалось обязать возить с собой светоотражающие жилеты. Пешеходам же, независимо от пола и возраста, предписывалось обязательно использовать отражатели на куртках и пальто.

Впрочем, идеи были из разряда рекомендаций. И это не удивительно. Их авторы не смогли рационально ответить на целый ряд вопросов. К примеру, где брать такие отражатели, какой формы и размера они должны быть, и, наконец, каким образом элементы следует закреплять на верхней одежде (скажем, на изделиях из натурального меха) без фатальной порчи последней.

Пришли за несовершеннолетними

То, что не вышло у ГИБДД, может получиться у Законодательного собрания Санкт-Петербурга. На этой неделе питерские депутаты внесли в нижнюю палату российского парламента поправки к действующему закону «О безопасности дорожного движения» (БДД). Всех пешеходов до единого депутаты решили пока не трогать. Остановились на несовершеннолетних.

Вот как звучит предлагаемая ими поправка в закон: "В целях обеспечения безопасности дорожного движения при движении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, вдоль проезжей части дороги в темное время суток, родитель или иной законный представитель указанного лица обязан обеспечить наличие на его верхней одежде либо на инвалидном кресле-коляске или детской коляске, используемых для его перемещения, световозвращающего элемента (элементов). Эксплуатационные характеристики данных элементов устанавливаются Правительством Российской Федерации".

Обязанностью выдавать отражатели депутаты предлагают наделить муниципалитеты, вписав соответствующую строку в другой федеральный закон – "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В пояснительной записке к законопроекту депутаты напоминают, что каждое четвертое дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими это наезд на пешехода. «На сегодняшний день, острейшей является проблема плохой видимости пешеходов в темное время суток. По статистике наезды на пешехода в тёмное время суток составляют 39,5% всех дорожно-транспортных происшествий, что превышает дневной показатель примерно на 10%, а риск получить смертельные травмы в тёмное время для пешеходов повышается на 43,9%. Именно в темное время суток гибнет более двух третей: 69,1% от всех погибших пешеходов», – сказано в сопроводительном документе.

За кадром остается пресловутый иностранный опыт. Наверное, напрасно.

Например, в соседней Финляндии пешеходы, на одежде которых нет световых отражателей, в восемь с лишним раз чаще рискуют погибнуть или покалечиться под колесами автомобиля. Тогда как применение элементов (иногда их называют фликерами) снижает риск ДТП сразу на 70%.

Еще один красноречивый пример. Недавние исследования шведских специалистов наглядно демонстрируют, что полностью одетый в черное человек с биркой из световозвращающего материала размером не более 6 см заметен водителю на более далеком расстоянии, чем пешеход, полностью одетый в белое.

Добавлю как водитель с многолетним стажем – а если таких бирок несколько, выбегающий на дорогу взрослый или ребенок не станет неожиданностью даже в случае метели или сильного снегопада.

Ложки дегтя

Благие депутатские намерения, как часто бывает, компенсируются не самым лучшим просчетом эффективности их применения.

В случае с данным законопроектом пагубных последствий можно сходу насчитать как минимум три.

Первое. Авторов поправок к закону о БДД можно упрекнуть в непоследовательности. Фактически обязывая родителей несовершеннолетних украшать одежду своих чад отражателями, а муниципалитеты – выдавать взрослым такие элементы, депутаты почему-то не озаботились введением ответственности за неисполнение нового требования. Наверное, несложно было бы установить в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) штраф для взрослых, игнорирующих меры безопасности на дороге в отношении собственных детей. Этого сделано не было.

И данный факт тем более удивителен, если изучить базу данных Госдумы. Тогда же, 6 февраля, то же самое законодательное собрание Северной столицы внесло еще один законопроект. Он также касается дорожного движения, и обязывает автовладельцев использовать в снежное время года зимнюю резину. Для тех, кто плохо понимает, авторами предусмотрены новые штрафные санкции, предлагаемые народными избранниками в КоАП.

Видимо, с пешеходов штрафы собирать по-прежнему сложно и затратно, и депутаты нам как бы об этом напоминают.

Второе. Авторы поправки об одежных и колясочных фликерах по какой-то только им ведомой причине уделяют внимание лишь тем несовершеннолетним, которые двигаются "вдоль проезжей части дороги в темное время суток", начисто игнорируя прочие ситуации. Скажем, те, когда ребенок выскакивает на дорогу неожиданно, а не идет по ней долгое время. Такие дети, по логике законодателя, могут быть одеты в любую одежду?

Наконец, третье. Повышенное внимание парламентариев из Санкт-Петербурга именно к детям вызывает некоторое недоумение. Почему изменить закон о БДД нельзя в отношении всех пешеходов независимо от их возраста? Или в таком случае власти столкнутся с проблемами, о которую "сломали зубы" гаишники еще осенью? Я, к примеру, про отражатели на шубах и дорогих пальто.

Вышеупомянутые недоработки делают первоначально благую идею неисполнимой на практике. А, значит, бесполезной. Помочь в данном случае могла бы пропагандистская кампания с призывами к производителям и импортерам детской одежды делать светоотражатели ее обязательным элементом. Так поступили в свое время в Скандинавии. И вот после такой наглядной разъяснительной работы мало бы кто упрекнул законодателей, пожелай те ввести новые штрафы.

Но авторы инициативы, похоже, об этом просто забыли подумать.