Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета

Законопроект группы сенаторов Совета Федерации о реформе Общественной палаты, предполагающий новый порядок формирования данного органа, может способствовать существенному усилению интереса общества к данной структуре, которая сегодня многими называется чуть ли не бесполезной.

Чтобы оценить, каким образом это можно сделать в условиях российских политических реалий, займемся сравнением. Сейчас Общественная палата формируется в три стадии. Треть от 126-ти ее членов предлагает президент страны, и эти люди формируют вторую треть – из представителей общественных объединений и организаций федерального значения. Получившиеся две трети членов ОП выбирают крайнюю треть, из числа региональных общественных деятелей.

Практика показывает, что данный порядок формирования палаты проверку временем не прошел. Не секрет ведь, что именно ОП многие эксперты чаще всего называют бесполезным и ничего не решающим органом, держа при этом в уме, что попадают в состав палаты исключительно лояльные власти граждане.

Предлагаемый новый порядок формирования ОП способен этот неблагоприятный имидж разрушить. Итак, в чем он состоит? Во-первых, число членов ОП вырастет сразу на 40 человек – до 166 членов. Во-вторых, половина этого состава будет избираться региональными общественными палатами, которые имеются во всех 83-х субъектах России. У президента останется право назначить 40 членов ОП из граждан, имеющих особые заслуги перед государством. И, самое главное - оставшиеся 43 общественника станут избираться от общероссийских общественных организаций при помощи рейтингового интернет-голосования.

В чем преимущество такого подхода? Заметно невооруженным глазом, что он открывает широкие ворота в ОП представителям регионов, которые будут иметь устойчивую квоту. Важно и то, что интернет-голосование позволит ввести в состав данного органа людей, общественная деятельность которых действительно интересует общество. Если такой порядок будет принят за основу, сами собой стихнут разговоры о том, что место в ОП – аналог почетной пенсии для приближенных к власть имущим и синекура для "свадебных генералов" различного масштаба. Ну и, помимо прочего, "свежая кровь" неминуемо расшевелит то "болотце", в которое превращается со временем любая организация, существующая по статичным и давно устоявшимся правилам.

Законопроект о новом порядке формирования ОП в понедельник формально только лишь внесен в нижнюю палату парламента. Однако скептики уже высказали мнение, что предложенные меры не имеют никакого смысла, так как, мол,  «ни одна мышь не пробежит мимо администрации президента».

Мне кажется, что эти самые скептики чересчур сгущают краски. Примерно то же самое говорилось ими совсем недавно, при формировании нового состава президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). Напомню, что и в том случае использовалось интернет-голосование. Результат оказался неожиданным – в состав СПЧ попало немало людей, которых трудно обвинить в следовании расхожей поговорке "и нашим, и вашим". При этом такие общественники отобрали кресла у тех, чье членство в Совете было до поры-до времени, что называется, железобетонным.

Я надеюсь, что в ситуации с Общественной палатой произойдет нечто похожее. Иначе какой смысл изобретать велосипед?