Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ

Желающие принять участие в массовых акциях 12 июня имеют все шансы лично "обкатать" на практике новые правила проведения подобных мероприятий. Как и обещал спикер Госдумы Сергей Нарышкин, поздно вечером 5 июня депутаты приняли сразу во втором и третьем чтениях скандальный законопроект о внесении соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Уже на следующее утро он был поддержан в верхней палате парламента.

Три из четырех парламентских фракций – КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР голосовали против, но представители "Единой России", которые обладают большинством мандатов (238 из 450), обеспечили ему "путевку в жизнь". Поправки уже одобрены и Советом Федерации, с большой долей вероятности они будут в ближайшее время также утверждены и президентом, и, по мнению некоторых депутатов, могут вступить в силу уже до конца текущей недели. Проще говоря, буквально накануне массовых акций протеста, намеченных на 12 июня.

Творческий подход

Меньше чем за месяц, прошедший с момента внесения законопроекта в Госдуму (зарегистрирован он был 10 мая), стараниями его авторов документ претерпел "глубокую" творческую переработку. Изначально он занимал всего 3 страницы печатного текста, и предусматривал хоть и впечатляющие, но, по сути, сугубо технические поправки в КоАП: увеличение сумм штрафов за нарушение правил проведения публичных мероприятий (в сотни и тысячи раз – с нынешних 1-2 тыс. рублей до миллиона и более), а также введение нового вида административного наказания в виде "обязательных работ". Сам регламент проведения массовых мероприятий при этом изменять не планировалось.

В окончательном же варианте законопроект превратился в, своего рода, "митинговый" кодекс, принципиально меняющий правила игры в публичном пространстве. Размеры штрафов за нарушение правил проведения публичных акций его авторы согласились снизить с прежних фантастических высот до более-менее вменяемых десятков и сотен тысяч рублей. Но, вместе с тем, теперь документ предусматривает не только изложение в новой редакции ряда статей КоАП и закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", но и дополняет их совершенно новыми нормами, делающими организацию митингов и демонстраций и участие в них занятием сколь рисковым, столь и накладным. Причем, найти нарушения, в случае принятия законопроекта, при желании можно будет в любом публичном выступлении любого гражданина.

Не менее легко и непринужденно желающие смогут запретить и любое "нежелательное" скопление людей.

Прогрессивная шкала

Авторы законопроекта предлагают установить жесткую градацию всех возможных видов нарушений при проведении массовых акций и наказывать за них штрафами по прогрессивной шкале, в зависимости от тяжести последствий. Эти меры изложены в новой, значительно расширенной редакции статьи 20.2 КоАП ("Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования") и дополнительной статье 20.2-2 ("Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка").

Так, за нарушение правил организации и проведения публичного мероприятия, условно, без отягчающих последствий, его инициаторам, если таковыми выступали граждане, будет грозить штраф от 20 тыс. руб. до 30 тыс. рублей, либо обязательные работы сроком до 40 часов. Для должностных лиц штраф в этом случае составит 15-30 тыс. рублей, а для юридических лиц – 50-100 тыс. рублей.

Если кто-либо попробует провести митинг или демонстрацию без предварительной подачи уведомления властям, то за это гражданам придется раскошелиться уже на 20-30 тыс. рублей каждому, или посвятить до 50 часов личного времени обязательным работам (штраф для должностных лиц – 20-40 тыс. рублей, для юридических лиц – 70-200 тыс. рублей).

Если же эти нарушения будут сопровождаться еще и "созданием помех движению пешеходов и транспорта" или "превышением норм предельной заполняемости территории (помещения)", санкции составят для граждан уже 30-50 тыс. рублей штрафа или 100 часов обязательных работ.

Самое же серьезное наказание – штраф от 100 тыс. руб. до 300 тыс. рублей или 200 часов обязательных работ для граждан, и до миллиона рублей для юридических лиц – предполагается применять к организаторам массовых акций, в результате которых был причинен вред здоровью людей или имуществу.

Законопроект, причем, предполагает возможность двойного и даже тройного наказания инициаторов митингов и демонстраций. Согласно поправкам в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в случае неисполнения взятых на себя обязательств они будут нести "гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия", то есть, помимо наложения штрафа, к ним может быть подан иск о возмещении ущерба в гражданском порядке. Кроме того, вводится запрет на проведение массовых акций гражданами, имеющими неснятые или непогашенные судимости за "преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или против общественной безопасности и общественного порядка", а также привлекавшимися "два и более раза" за административное правонарушение "митингового" характера в течение года.

Что касается простых участников манифестаций, то за "рядовое" нарушение порядка их проведения будет грозить штраф в 10-20 тыс. рублей или до 40 часов обязательных работ. Если в результате их действий был нанесен вред чьему-либо здоровью или имуществу, то тогда придется заплатить уже от 150 тыс. руб. до 300 тыс. рублей или отработать на благо обещства 200 часов.

Попутно авторы законопроекта также предложили ужесточить наказание за "блокирование транспортных коммуникаций". Поправлена статья 20.18 КоАП: для граждан штрафы увеличиваются с нынешних 2500 рублей до 100 тыс. руб., и ввести ответственность за "уклонение от отбывания обязательных работ" (статья 20.25 КоАП) – штраф в 150-300 тыс. рублей, либо до 15 суток административного ареста.

Был бы демонстрант, а нарушения найдутся

Как на деле будут применяться эти новшества, и какие последствия вызовут, пока сказать трудно. Авторы законопроекта уверены, что они будут служить защите конституционных прав граждан и введут митинговую активность в цивилизованное русло. Представители же оппозиции и правозащитники убеждены, что поправки, наоборот, сделают протестное движение радикальнее, поскольку митинговать легально станет фактически невозможно.

Так или иначе, но в комплексе с нормами закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", причем, не только новыми, но и уже действующими, измененный КоАП, очевидно, даст полиции и судам возможность по своему усмотрению жестко наказывать организаторов и, отчасти, участников любых массовых мероприятий любой направленности.

Нарушением порядка проведения даже "правильно" организованной массовой акции, следуя логике закона, могут быть признаны самые разные обстоятельства. Так, согласно ныне действующим положениям, организатор таких мероприятий имеет довольно много обязанностей. В том числе, например, "обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества".

Получается, по новым правилам вытоптанный газон или поломанный куст теоретически вполне могут обернуться и требованием прекратить акцию, и штрафом для ее инициаторов, и гражданским иском о возмещении ущерба. Учитывая, что не так давно, после окончания акции "окупай Абай" на Чистых прудах в Москве власти решили, что ее участники "натоптали" травы на 20 млн. рублей, последствия будущих аналогичных будут весьма ощутимы.

Но еще больше упрощают процесс поиска нарушений в действиях митингующих дополнения в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Так, на организаторов публичных мероприятий предлагается наложить дополнительные обязанности, такие как "требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента", принимать "меры по недопущению превышения указанного в уведомлении количества участников" и т.д., несоблюдение которых, понятно, может быть расценено как нарушение.

На участников же акций законопроект предлагает тоже возложить новые обязанности в виде запрета скрывать свои лица масками, иметь при себе любые алкогольные напитки, и находиться в состоянии опьянения.

Очевидно, что найти два последних нарушения в месте, где соберутся хотя бы 100 человек (если это не заседание общества трезвенников), будет несложно. Тем более что законом не разъясняется, как же именно устанавливать факт "опьянения" применительно к ситуации с митингом – то ли по автомобильным стандартам, по которым нетрезвым водитель признается при превышении "нулевого" содержания уровня алкоголя в крови, то ли по "уличным", когда трезвым считается тот, кто в состоянии сам передвигаться на двух ногах без посторонней помощи.

Также авторы законопроекта не забыли о таком виде публичного мероприятия, как одиночное пикетирование – единственном из всех возможных, которое, согласно закону, до сих пор можно было проводить без согласования с властями. С одной стороны, они разрешили давний спор между полицией и правозащитниками о минимально допустимом расстоянии, на котором должны находиться друг от друга "одиночные" пикетчики, чтобы их не сочли участниками массовой акции. Это расстояние законопроектом устанавливается в 50 метров.

Но, вместе с тем, поправками предусматривается возможность признания судом "совокупности актов пикетирования" одним публичным мероприятием (со всеми уже перечисленными вытекающими последствиями), если они объединены "единым замыслом и общей организацией". Таким образом, по сути, и одиночные пикеты впредь могут быть поставлены под запрет практически под любым предлогом. Очевидно, что "единым замыслом" можно будет признать, например, проведение одиночных пикетов двумя разными людьми в разные дни в разных местах, но с похожими лозунгами.

Загадка массовости

Другой юридической новеллой, предусмотренной законопроектом, безусловно, можно считать введение в КоАП уже упомянутой новой статьи 20.2-2 ("Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка").

Наказывать за такой проступок предполагается так же, как и нарушителей правил организации и проведения митингов и демонстраций - штрафами. Для граждан - в 10-20 тыс. рублей в случае, если все обошлось без "отягчающих последствий", и в 150-300 тыс. рублей, если в итоге был нанесен вред здоровью людей или чьему-то имуществу.

Правда, что именно может подпадать под эту норму, остается полной загадкой. Согласно тексту законопроекта, "массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах", не являющееся при этом публичным мероприятием, может стать противозаконным в том случае, если оно повлечет, среди прочего, "нарушение санитарных норм и правил", "причинение вреда зеленым насаждениям", "помехи движению пешеходов или транспортных средств, либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры".

Разъяснений, сколько именно стоящих или сидящих рядом граждан – 5, 10 или 50 - можно считать "массовым пребыванием", авторы законопроекта не дали. Поэтому, очевидно, стражи порядка при соблюдении этой нормы КоАП могут руководствоваться исключительно своими личными догадками. Кто-то применит на деле расхожую шутку "больше двух не собираться". Другой припомнит все тот же закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", по которому из всех возможных публичных мероприятий без согласования с властями можно проводить лишь одиночные пикеты. То есть, согласно такой логике, массовым может признаваться акция с участием уже двух человек.

Соответственно, теоретически нарушение закона можно будет усмотреть в самых простых и распространенных жизненных ситуациях. Например, в том, что три, а тем более пять или шесть приятелей (коллег, родственников и т.д.) встретятся или куда-нибудь вместе отправятся (хоть на митинг, хоть на футбол, хоть в пивную).

Даже не на самом узком тротуаре такая компания, очевидно, по определению будет составлять некоторую помеху движению пешеходов. А если же кто-нибудь из них плюнет, бросит мимо урны окурок или наступит на клумбу, нарушение статьи КоАП будет налицо. Так что, если стражи порядка выяснят, что такая встреча была не случайной, а инициирована кем-то из ее участников, таковые будут наказываться по всей строгости закона. Ну а уж об очевидности вины жениха с невестой, собравших на свою свадьбу несколько десятков гостей, говорить тогда вообще не приходится.

Примечательно, что и эта статья КоАП, и санкции за нарушение собственно "митингового законодательства", если строго следовать тексту законопроекта, в теории могут предполагать "упрощенный" вариант применения повышенных штрафов. К "отягчающим" обстоятельствам, за которые они полагаются, относится причинение вреда не только здоровью людей, но и имуществу. А таковым в Москве и любом другом крупном городе при желании можно будет признать и газоны, и цветы, и деревья.

Место встречи изменить нельзя

Устанавливая жесткие санкции за нарушения правил проведения митингов в общественных метах, авторы законопроекта, как и обещали, озаботились проблемой организации своеобразных "гайд-парков" - специально отведенных мест для массовых акций. Соответствующие поправки предусмотрены в тот же закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Правда, они оговаривают лишь некоторые требования к таким местам и, вообще, необходимость их определения. Обязанность эта возлагается на региональные власти, которым предписано разработать подобные меры до 1 января 2013 года.

После этой даты, согласно законопроекту, проводить публичные мероприятия можно будет только там, а для проведения митингов в других точках любого населенного пункта надо будет это согласовать с местными властями. Речь при этом идет именно о «согласовании», а не "уведомлении", как сейчас.

Помимо прочего, законопроектом предлагается также наделить региональные власти правом вводить постоянный запрет на массовые акции в тех или иных местах. Так что, в перспективе, очевидно, его авторы предполагают сконцентрировать проведение любых массовых мероприятий на определенных территориях.

После этого, правда, остается решить лишь одну проблему – убедить самих "несогласных" подчиниться таким правилам.

Но сделать это, очевидно, будет не просто. Хотя бы в силу того, что согласно не только здравому смыслу, но и тому же закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", "целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики".

С большой долей вероятности можно предположить, что желающие выразить свое мнение и выдвинуть какие-нибудь требования не посчитают целесообразным это делать в "специально отведенных местах". С таким же успехом их можно отправлять устраивать митинги и демонстрации в лес.