Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ

Разработанный Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ законопроект об усилении ответственности за потребление наркотиков, предлагающий признать это деяние преступлением, не будет рассматриваться парламентом в ближайшее время. Как сообщил РАПСИ в комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, на данный момент он вообще не обсуждается в рабочем порядке, и даже не значится отдельным пунктом в повестке запланированных на 29 мая парламентских слушаниях по проблеме противодействия распространению наркотиков.

Об их подготовке руководство ведомства сообщило еще прошлой осенью, и с уверенностью говорило, что новый закон может появиться уже к лету 2012 года. Однако после того, как текст законопроекта попал в СМИ, вокруг него развернулась бурная дискуссия.

Поддержку ФСКН высказали, и то поначалу, лишь некоторые законодатели. Все остальные заинтересованные стороны - известные юристы, правоведы, медики, социологи, правозащитники и даже некоторые чиновники подвергли его инициативу критике разной степени жесткости. Претензии, причем, звучат не только по поводу неэффективности конкретных положений законопроекта, но и относительно самих подходов представителей ФСКН к оценке и решению проблемы наркомании и распространения наркотиков. Эксперты при этом отметили их несоответствие целому ряду международных норм и конвенций и, в целом, провозглашенной ООН и другими международными организациями политике в этой сфере.

Все это, очевидно, и решило судьбу нашумевшего законопроекта, по крайней мере, в его нынешней редакции. Вопрос борьбы с наркотиками для российских властей, между тем, актуальности не теряет, а, скорее, наоборот, делает его даже еще острее. Во-первых, руководство самой ФСКН от предложенных идей вовсе не отказывается. В ведомстве сообщили, что работа над законопроектом продолжается, идет согласование с другими ведомствами, и окончательный его вариант будет готов, вероятно, к концу года. Во-вторых, при их обсуждении фактически было признано, что до сих пор в стране так и не удалось выработать внятной государственной политики по противодействию наркотикам.

В свете продолжающейся дискуссии по этой теме РАПСИ постаралось собрать все экспертные оценки, как уже прозвучавшие, так и новые.

В интересах национальной безопасности

Необходимость кардинальных изменений в отношении государства к потребителям наркотиков, которые предусматривает законопроект ФСКН, в пояснительной записке к нему объясняется заботой о здоровье населения и интересах государственной безопасности. Угрозу им, по идее разработчиков, теперь представляют не только наркотики и наркобизнес как таковые, но и продолжающийся рост наркопотребителей.

Эта тенденция, уверены в ФСКН, во многом обусловлена тем, что действующая правоприменительная практика не предполагает каких-либо мер воздействия на таких граждан. УК предусматривает уголовное наказание только за производство и сбыт наркотиков, и их хранение лишь в крупных размерах. Между тем, сам факт употребления наркотиков (зафиксированный официальным медосвидетельствованием), а также нахождение в общественном месте в состоянии наркотического опьянения и даже приобретение и хранение наркотиков в размерах, не превышающих крупный, сейчас преступлением не считается. Законом за это предусмотрена лишь административная ответственность (штраф или административный арест).

Такой подход разработчики законопроекта считают нелогичным и опасным с точки зрения общественной безопасности и морали, поскольку он фактически попустительствует потребителям наркотиков. Последние, как полагают в ФСКН, в массе своей не желают, либо не имеют возможности лечиться от наркозависимости, ведут "антиобщественный, паразитический образ жизни и нередко стараются привлекать в свои ряды все новых членов".

"Сегодня государство занимает некую выжидательную политику, наказывая потребителей наркотиков чаще всего лишь рублем в виде административных штрафов, пока он не совершит, наконец, что-то серьезное", - считает один из разработчиков законопроекта, начальник Следственного департамента ФСКН Сергей Яковлев. Но такая система, по его мнению, фактически провоцирует людей на совершение преступлений: все знают, что наркоману денег взять негде, кроме как идти на улицу и промышлять кражами и грабежами, но препятствий этому не создается. Так же как и у наркоманов нет стимулов отказаться от наркотиков.

В подтверждение этих соображений представители ФСКН приводят статистические данные о все увеличивающейся численности наркоманов в стране: на 2011 год официально на учете в медучреждениях состояло уже почти 600 тыс. наркоманов, а в целом, по различным оценкам, регулярно потребляют наркотики сейчас порядка 2,5-5 млн человек. Еще один аргумент авторов законопроекта – известная сентенция о том, что, по статистике, каждый наркоман за период своей активной деятельности вольно или невольно втягивает в потребление наркотиков, по разным оценкам, от 10 до 50 человек. Все это, по заявлениям представителей ФСКН, приводит к своего рода социальной эпидемии, и распространение наркомании прогрессирует.

В поисках альтернативы

Как объясняют представители ФСКН, только уголовно-правовыми мерами сложившуюся ситуацию исправить уже невозможно, и потому нужны новые подходы. Таковые разработчики законопроекта нашли в создании системы, с одной стороны, побуждения граждан к отказу от употребления наркотиков, а, с другой стороны, предоставлению им альтернативы уголовного наказания в виде возможности пройти добровольный курс лечения от наркотической зависимости и медико-социальной реабилитации.

Для ее воплощения в жизнь разработанный ФСКН законопроект предлагает внести изменения в несколько законов – "О наркотических средствах и психотропных веществах", УК, УПК и КоАП. В ведомстве подчеркивают, что цель этих нововведений – "вовсе не пересажать всех наркоманов, а лишь поставить их перед выбором: либо лечение, либо тюрьма". Причем, само слово тюрьма при этом упоминается не в прямом смысле.

Законопроект предлагает наказывать за потребление наркотиков не привычным лишением свободы, а лишь ее ограничением или принудительными работами (этот вид наказания был введен в УК недавно, и применяться будет с 2013 года). И грозить эта норма могла гражданам лишь в том случае, если на употреблении наркотиков они попадутся (что будет зафиксировано медицинским освидетельствованием) дважды за год. Факт "однократного" потребления наркотиков по-прежнему останется административным правонарушением.

При этом, по замыслу законопроекта, потребителям наркотиков предоставят возможность избежать уголовного наказания, если они согласятся пройти обязательный курс лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации. Такие же санкции ФСКН предложил распространить и на тех, кто совершит нетяжкие преступления (кражи, мошенничество, скупка краденого и т.д.) либо в состоянии наркотического опьянения, либо для того, чтобы добыть денег на приобретение наркотиков.

Попутно авторы законопроекта предлагают ввести нормы и о принудительном лечении (как амбулаторном, так и в стационаре) обвиняемых и осужденных за преступления, так или иначе связанные с потреблением наркотиков. Причем применяться они могут не только к больным наркоманией, но и "систематическим" потребителям наркотиков (таковыми предлагается считать, всех, кто допускает немедицинское употребление наркотиков более одного раза в год).

Кроме того, ФСКН считает целесообразным усилить и административную ответственность за связанные с наркотиками проступки – судья при рассмотрении  таких дел может получить право обязывать правонарушителя проходить "лечение, а также медико-социальную реабилитацию", а за уклонение от этой обязанности еще и карать штрафом. При этом более сурово авторы законопроекта относятся и к тем, кто добровольно обращается за наркологической помощью. Сейчас они, согласно КоАП, освобождаются от наказания за потребление наркотиков. Законопроектом же предлагается делать такую поблажку только при первом обращении.

Комплекс таких мер, как полагают в ФСКН, позволит создать механизм социально-психологического воздействия на наркозависимых, стимулируя, побуждая их отказаться от наркотиков.

Разработчики законопроекта при этом подчеркивают, что прописанные в нем положения основаны на зарубежном опыте и полностью соответствуют всем международным нормам и конвенциям, которые прямо рекомендуют возможность введения в национальные законодательства альтернативу уголовному наказанию в виде лечения за совершение небольших преступлений. Также в ФСКН утверждают, что подобные схемы, предполагающие уголовную ответственность за употребление наркотиков, действуют во многих развитых странах – США, Франции, Англии, Швеции и других.

Правда, пока не понятно, скольких человек могут затронуть предложенные ФСКН меры, и сколько, соответственно, денег потребуется на их реализацию. При подготовке законопроекта, как следует из пояснительной записки к нему, в ведомстве предположили, что под программы обязательного и принудительного лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации ежегодно будут попадать порядка 20 тыс. человек. Между тем, 5 апреля глава ФСКН Виктор Иванов на пресс-конференции заявил, что после введения в действие предложенных законодательных поправок лечиться сможет уже 100 тыс. потребителей наркотиков.

"Все не так, ребята!"

После того, как текст законопроекта попал в СМИ и представители ФСКН изложили свои доводы в пользу его скорейшего принятия, с критикой озвученных предложений выступило подавляющее большинство специалистов, которые так или иначе связаны с проблемой наркотиков и наркомании. РАПСИ уже приводило на этот счет мнения известных юристов, адвокатов и правозащитников. А уже недавно к ним присоединился даже глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который никогда не был замечен в либерализме. Он также призвал осторожно относиться к идее введения уголовной ответственности за употребление наркотиков, напомнив, что наркомания – это, в первую очередь, болезнь.

Другие эксперты открыто выразили недоумение аргументацией ФСКН, усмотрев в ней полную путаницу, отчасти, подмену понятий и противоречия в самом понимании природы наркомании.

Больные и преступники

"Нигде в цивилизованном мире не существует принудительного лечения за факт употребления наркотиков", - говорит директор Медицинского центра по лечению наркотической и алкогольной зависимости Михаил Зобин. По его словам, и в США, и в странах Европы вместо принудительного лечения существует лечение альтернативное, которое используется в совсем других случаях, когда речь идет о нетяжких правонарушениях, связанных с наркотиками – прямо или косвенно. Тогда подсудимому в качестве альтернативы наказания предлагается пройти курс лечения и реабилитации.

Такой подход, по мнению Михаила Зобина, будь он применен в России, не потребует дополнительного финансирования, поскольку альтернативное лечение может проводиться амбулаторно, на базе существующих наркологических диспансеров. Что же касается принудительного лечения, то, по утверждению врача, де-факто его вовсе не существует. Поскольку целью лечения является воздержание от употребления наркотиков, то она (эта цель), достигается с первого дня изоляции и никакого специального лечения для этого не требуется. К сожалению, период воздержания почти всегда ограничивается сроком самой изоляции.

Также нарколог критически оценивает планы авторов законопроекта по решительному избавлению от наркотической зависимости "злостных" потребителей наркотиков.

"Говорить о полном излечении части наших пациентов не приходится в принципе", - отмечает Михаил Зобин. Наркомания - это хроническое заболевание, это признано мировым медицинским сообществом, это признается и российской наркологией.

"Хроническое заболевание по определению подразумевает его неизлечимость: точно так же, как ни один эндокринолог не вылечил сахарный диабет, и ни один терапевт не вылечил гипертонической болезни. Но это не означает, что в таких случаях лечение бессмысленно. Здесь цель лечения -  и это в полной мере относится и к наркомании – купировать основные проявления болезни, ограничить ее воздействие на жизнь человека",  - поясняет Михаил Зобин. А вместо этого, по мнению нарколога, законопроект предлагает изолировать людей, страдающих наиболее тяжелой формой болезни.

И это при том, говорит Зобин, что эффективность добровольного лечения не превышает 10%. Причем эти 10% не подразумевают полного "выздоровления", речь идет о ремиссии (срок, в течение которого больные наркоманией воздерживаются от употребления наркотиков), продолжительностью более года. Таким образом, следуя логике законопроекта, 90% наркопотребителей подлежат принудительному лечению. Неясно, только, почему такое лечение будет более эффективным, чем добровольное.

Никакой критики, как считает Михаил Зобин, не выдерживает утверждение авторов законопроекта, объясняющих "эпидемию наркомании" тем, что каждый наркоман втягивает в орбиту наркопотребления более десятка человек из своего окружения. По мнению врача, если даже ориентироваться на минимальные цифры - 2 млн. российских наркопотребителей, следуя этой логике, через несколько лет их должно быть не менее 20 млн, но уже следующее умножение на 10 дает цифру большую чем население страны.

"В мире существуют два концептуальных подхода к проблеме наркомании – это "принятие" и "исключение", - говорит Михаил Зобин. Модель "исключения" рассматривает факт употребления больными наркотиков, как злостное нарушение принятых в обществе законов и правил, и предлагает изоляцию этих пациентов - в места лишения свободы и в закрытые больницы с тюремным режимом. Такой подход, по мнению нарколога, и предлагают авторы законопроекта. Но это путь не решения, а усугубления проблемы. Изоляция наркозависимых лиц и применение к ним репрессивных мер, как показал мировой опыт, приводит лишь к их маргинализации, увеличивает смертность, риск распространения ВИЧ, гепатита-С и прочих заболеваний.

Во всем цивилизованном мире, говорит Михаил Зобин, реализуется другой подход - "принятия". Он предполагает, что наркоманы - это наши сограждане, которые страдают от зависимости, и должны как-то жить среди нас, а мы должны предоставить возможность минимизировать негативные последствия их болезни  для них самих, и для общества. И выдумывать здесь ничего не надо, уверен нарколог: во всем мире уже давно существуют программы лечения, связанные со снижением вреда от употребления наркотиков. Существуют проверенные доказательными исследованиями и клинической практикой стандарты и протоколы лечения, рекомендуемые Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП) и объединенной комиссий ООН по ВИЧ/СПИДу.

Но Россия, по словам Михаила Зобина, является одной из немногих стран мира, где эти рекомендации полностью игнорируются. В результате, указывает доктор, у нас самый высокий уровень распространенности ВИЧ среди наркопотребителей и самый высокий уровень смертности (по данным руководителя ФСКН, более 30 тыс. человек в год), в 10 раз превышающий среднеевропейские показатели.

Без оглядки на ООН

Весьма спорной инициатива ФСКН, вопреки заверениям ее представителей, оказалась и с точки зрения соответствия международным нормам и конвенциям, касающихся, причем, не только собственно наркотиков, но и смежных проблем, в том числе соблюдения прав человека. РАПСИ попросило проанализировать законопроект под этим углом зрения Михаила Голиченко, адвоката, эксперта по вопросам наркополитики в странах бывшего СССР, имеющего опыт работы в структурах ООН.

Он заявил, что предложенные ФСКН нормы полностью противоречат и международным конвенциям, и, вообще, базовым принципам политики всех международных организаций, так или иначе касающихся в своей деятельности проблем наркотиков.

"Эти меры не могут считаться конституционными". Анализ Михаила Голиченко >>>

По указанной ссылке приводится полный текст его подробного юридического комментария, который может быть интересен специалистам. Здесь же предлагается его сокращенная "популярная" версия.

"В докладах целого ряда международных организаций уже давно констатировано, что установление ответственности за потребление наркотиков приносит минимальный результат с точки зрения снижения уровня их потребления или их доступности в обществе", - говорит Михаил Голиченко. Вместе с тем, считается доказанным, что эта мера, одновременно, влечет серьезные последствия в виде стремительного роста ВИЧ/СПИДа среди потребителей наркотиков, их маргинализации и недоступности для медицинских и социальных служб, смертей от передозировок, а также росту тюремного населения и значительным дополнительным бюджетным расходам.

Действительно, в некоторых цивилизованных странах, включая семь стран Евросоюза, которые, очевидно, и имеют в виду авторы законопроекта, употребление наркотиков, по словам Михаила Голиченко, продолжает оставаться уголовно наказуемым деянием. Однако он отмечает, что соответствующие законы были введены не менее 10-15 лет назад, а многие намного раньше, - в 1970-е годы (Франция, Великобритания, Швеция). Но правоприменительная практика в этих странах показывает, что наркопотребители крайне редко доходят до суда и уж тем более подвергаются наказанию за употребление наркотиков. Это полностью соответствует научным данным о том, что наказание не является эффективной и действенной мерой для работы с наркозависимыми людьми.

Предлагаемые ФСКН меры "побуждения к лечению наркомании", включая уголовное наказание и принудительное лечение, как утверждает Михаил Голиченко, полностью противоречат совместному заявлению 12 учреждений ООН (УНП ООН, ВОЗ, ЮНЭЙДС, Международная организация труда, Программа развития ООН, ЮНЭСКО и другие) от 8 марта 2012 года, призывающему к немедленному закрытию центров принудительного лечения  и содержания для лиц, потребляющих наркотики.

Несмотря на разницу в названиях, которые используются в законопроекте, считает адвокат, они приведут именно к созданию мест принудительного содержания и принудительных работ под видом лечения для лиц, потребляющих наркотики. Между тем, еще в 2008 году ВОЗ и УНП ООН отдельно категорически высказались против уголовных санкций по отношению к лицам, страдающим наркозависимостью.

Конвенции ООН, а также многочисленные документы учреждений ООН указывают также на то, что лица, страдающие наркозависимостью не должны находиться в местах лишения свободы и им необходимо предоставлять альтернативные виды наказания всегда, когда это возможно, так как зависимость является медицинской, а не уголовно правовой проблемой. Речь в них идет об альтернативных наказаниях лишь за связанные с потреблением наркотиков преступления, в первую очередь такие, как хранение, приобретение, совершенные наркозависимыми лицами хищения, но отнюдь не за потребление наркотиков само по себе. 

Предложение ФСКН наказывать людей, по сути, за болезнь, говорит Михаил Голиченко, противоречит Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", ст. 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 21 Конституции РФ.

Также положения законопроекта, по мнению эксперта, не отвечают требованиям о защите прав человека и основных свобод от произвольного вмешательства со стороны государства, закрепленных в Конституции РФ, международных договорах РФ, Международном Пакте о гражданских и политических правах, и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В первую очередь это касается предложения об обязательном или принудительном лечении тех, кто лишь "систематически" (то есть больше одного раза в год) употребляет наркотики. Но очевидно, говорит Михаил Голиченко, что не все такие люди нуждаются в лечении, и заставлять их проходить его – грубейшее нарушение.

Альтернатива, которой нет

Практически все эксперты также усомнились, что прописанные в законопроекты нормы могут быть успешно применены на практике. Вопросы лечения и медико-социальной реабилитации потребителей наркотиков в законопроекте лишь продекларированы. Кто, где, как и на какие средства будет этим заниматься, остается не понятным.

Возможности ныне существующей в России системы оказания наркологической помощи крайне ограничены, к тому же, и системы как таковой в этой области так и не было создано. Профильные государственные учреждения пребывают в довольно трудном положении, а негосударственные действуют на платной основе (причем, услуги их весьма дороги), и зачастую используют спорные с точки зрения закона и морали методы. Что касается социальной реабилитации наркоманов, то в России в этой области вообще нет почти никаких наработок, и известные методики носят лишь экспериментальный характер.

По данным Национального научного центра наркологии, в 2010 году в РФ работало 3 реабилитационных центра в совокупности на 140 мест, и 71 реабилитационное отделение на 1441 коек. Таким образом, по словам Михаила Голиченко, государство может обеспечить реабилитацию лишь 0,3% из официально зарегистрированного (550 тысяч) и 0,09% из оценочного (1,7 млн) числа наркозависимых.

Создание же полноценной государственной системы по лечению и реабилитации больных наркоманией, очевидно, вопрос огромных финансовых вливаний и не одного года работы.

Соответственно, полагают многие эксперты, подобные мероприятия пока на деле останутся чистой профанацией, эффект от них будет нулевым, и реальных стимулов отказываться от употребления наркотиков у обвиняемых или подсудимых не появится. Оговоренная в законе возможность пройти лечение от наркомании и реабилитацию подавляющим большинством из них, очевидно, будет рассматриваться лишь как способ уйти от наказания. Это, естественно, вызовет ответную реакцию карательных структур, которые будут более пристально следить за уличенными в пристрастии к наркотикам гражданами, и наказывать их за нарушение взятых обязательств.

Таким образом, как опасаются правозащитники, закончиться все может лишь массовыми посадками потребителей наркотиков со всеми вытекающими – обострением социальной обстановки, еще большим разгулом коррупции, криминализацией общества и т.д. Проблема распространения наркотиков при этом решена так и не будет, а только еще обострится.