Ровно 20 лет назад, 4 апреля 1992 года,  первый президент России Борис Ельцин подписал Указ №361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы", которым был дан старт эпопее хоть как-то справится с этим явлением. Своими наблюдениями о том, как с тех пор изменились российская  коррупция и российское государство, с РАПСИ поделился председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

В 1991 году коррупция в новую Россию переползла как одно из наследий советской бюрократической системы. К моменту распада Советского союза взяточничество и хищения социалистической собственности уже были выстроены и имели системную основу.

Создание новых экономических механизмов, расширение свобод, либерализация экономики в целом, и, самое главное – дезориентация и ослабление государственного аппарата, способствовали усилению развития  коррупционных отношений. Прежде всего, в новой России начала 90-х, да, в принципе, как и сейчас, отсутствуют национальная идея и идеология государственной службы. 

Это пространство заполнено институциональной алчностью. Однако 90-е годы запомнились нам громкими разоблачениями и отставками должностных лиц, уголовными делами по фактам коррупции в высших эшелонах власти. В том числе это стало результатом зарождающейся политической конкуренции, возрастания эффективности влияния СМИ. Другими словами, бюрократия не чувствовала себя полностью защищенной от общественного воздействия.

Времена менялись, вместе с приоритетами. Было несколько попыток административных реформ, которые в своей основе ставили задачу уменьшения бюрократии. Но почему-то чиновничество и функции государства продолжали увеличиваться. На сегодняшний день мы имеем 1800 избыточных функций государства, а это десятки тысяч кормушек для клептократов.

Коррупция в России превратилась в самый доходный бизнес, измеряемый сотнями миллиардов долларов, имеющий классификацию аналогичную существующей в предпринимательской деятельности: малый бизнес, средний бизнес, крупный и олигархический. Понятно, что к олигархическому относятся "распилы" федеральных бюджетов, распределение природных ресурсов; к мелкому – поборы, с которыми мы постоянно сталкиваемся в быту. Постепенно, как сказал президент России Дмитрий Медведев, коррупция стала подменять систему государственного правления. От себя бы я добавил, что она стала идеологией и мотивацией государственной службы для большой части чиновников.

Хотя, начиная с 2006 года, Россия приступила к ратификации ряда международных правовых актов в сфере противодействия коррупции. Только в 2008 году по инициативе Дмитрия Медведева мы получили в нашем законодательстве юридическое определение коррупции. В дополнение к этому был принят большой законодательный пакет, который по задумке должен сформировать правовую основу борьбы с этим злом. А это именно зло, поскольку коррупция является реальной угрозой безопасности, эффективному развитию экономики, нарушает основной принцип существования общества – принцип справедливости.

Неделю назад президент Медведев провел еще одно совещание с представителями Открытого правительства, на котором подтвердил самый главный приоритет в формировании антикоррупционных мер – гражданское участие. Именно гражданин и общество есть основные заказчики антикоррупционной борьбы, а общественная инфантильность, гражданская трусость дополнительно стимулируют казнокрадов и взяточников.

Да, ситуация с коррупцией очень тяжелая. Важно, что это понимает руководство страны. Теперь необходимо объединение усилий и формирование реальных общественных механизмов, способных изменить ситуацию во избежание тяжких и непоправимых последствий.