Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", сообщила пресс-служба Кремля. По словам главы государства, он посвящен ответственности чиновников, включая декларирование их доходов.

Предусматривается также "обязанность банков сообщать всю информацию о тех, кто претендует на должность на госслужбе, тех, кто должен быть зачислен на эту службу".

То же самое касается регистрирующих органов, которые занимаются недвижимостью, причем фискальную практику планируется распространить не только на госслужащих, но и на членов их семей. Также решается вопрос об ответственности госслужащих за недекларированное занятие бизнесом и некоторые другие вопросы, цитирует президента РИА Новости.

С принятием данного законопроекта (никто, надеюсь, не будет спорить, что это произойдет еще в текущем году?) госчиновники оформятся в отдельное сословие не только де-факто, но и де-юре. И это станет лишним подтверждением того факта, что российское государство образца второго десятилетия XXI века живет не по законам постиндустриального общества, как многие географические соседи, а руководствуется понятиями раннего феодализма. Вводимые правила и существующее положение дел красноречиво говорят о том, что наша страна могла бы органично существовать по правилам, присущим империям 7-8-вековой давности.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что наши чиновники давно живут по своим установкам, имеющим лишь случайное совпадение с некоторыми действующими нормативными актами, и их сословие на практике давно оформлено. Сословное деление общества – и это изучают еще в средней школе - один из отличительных признаков средневековой Европы. Сначала отдельные сословия состояли из аристократии, священников и общинников. Первым – голубой крови - было позволено все или почти все. Последним – ничего. Или почти ничего.

Индустриальная революция поделила население многих стран на буржуа и крестьян. Соотношение прав, впрочем, не поменялось. Только там, где раньше пропуском к практически неограниченным возможностям было происхождение, таковым стали деньги.

Чиновничество никогда не числилось в бесправных сословиях. Другое дело, что блага ему даровались, как правило, не за непосредственное служение отечеству, а за наличие в венах и артериях носителей мундиров все той же голубой крови.

В современной России все несколько иначе. Чиновник медленно, но верно становится не только обладателем больших, чем простые смертные, возможностей, но и исполнителем куда больших обязанностей. Наиболее обременительная – ежегодное декларирование доходов, которая является повинностью и для членов семьи.

Одолеть коррупцию публикация пространных деклараций, впрочем, не помогла. Шума наделала, да и только. Не считать же безусловной победой над расхитителями национального достояния казусы наподобие того, что на днях произошел с брянским губернатором Николаем Дениным, в декларацию которого за прошлый год по ошибке была вписана площадь сразу двух совхозов? Ну и что, что по другому досадному совпадению государственный муж в них когда-то работал.

Президент хочет пойти дальше, отменив для чиновничьего сословия право на банковскую тайну. Вольно или невольно, авторы данной инициативы позабыли про Основной закон. В части 2 статьи 19 действующей Конституции записано: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в том числе, от имущественного и должностного положения. Любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности запрещаются.

Ну да ладно сами чиновники. А члены их семей, среди которых наверняка есть и обычные участковые врачи, и простые учителя, и продавцы из газетных киосков, почему лишились права на частную жизнь? Ведь очень скоро по запросу, например, прокуратуры, о сделках с недвижимостью близких родственников госслужащих будут узнавать наверняка не только сами прокуроры. А что, если они станут делать это не в рамках уголовного дела, а для общего развития, или, не дай бог, шантажа и злоупотреблений?

Не проще ли в таком случае просто закрепить сословное разделение россиян на законодательном уровне? И тогда не придется каждый раз оглядываться на Конституцию: у каждого сословия она будет своей собственной.

Только вот для реальной борьбы с коррупцией нужно вовсе не это. А, хотя бы, обязательное декларирование расходов тех, для кого в скором будущем не останется тайны вкладов. Введение ответственности за незаконное обогащение, как рекомендует международная конвенция по борьбе с коррупцией, в этой связи видится просто недостижимым для Российской Федерации идеалом.