Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

Российская нотариальная корпорация обречена на ожидание. Оно может продлиться от 2-3 месяцев до полугода. Ждать придется законодателей. Пока не будет принят объемный пакет поправок к Гражданскому кодексу (ГК) РФ, о реформе, собственно, нотариата не может быть и речи.

Балласт претензий

Со сменой в Минюсте куратора реформы - замминистра Юрий Любимов брошен на международное направление, его место в феврале текущего года занял депутат питерского Законодательного собрания Виктор Евтухов – взаимоотношения госчиновников и их подопечных пока не претерпели видимых изменений. Регулятор, правда, исправно напоминает нотариусам о необходимости бороться с "детскими болезнями" - как застарелыми, так и вновь приобретенными.

Собрание в Москве представителей нотариальных палат субъектов РФ, посвященное итогам прошедшего года, исключением не стало.

Виктор Евтухов начал свое выступление за здравие, отметив, что сегодняшний российский нотариат обладает "всеми качествами, которые позволяют передать ему ряд государственных функций". Речь, безусловно, в первую очередь идет о самом перспективном в финансовом смысле полномочии – обязательном удостоверении сделок с недвижимостью. "Новые возможности нотариата позволят ускорить гражданский оборот и устранить перегруженность судов гражданскими делами", - отметил замминистра юстиции.

Однако на этом комплименты закончились. Среди проблем, которые не решены и по сей день, представитель Минюста назвал, в частности, процедуру допуска юристов к профессии нотариуса. "Разработанный под эгидой министерства новый законопроект о нотариате закрепляет то положение дел, которое существует сегодня. Однако данная процедура критикуется, ее называют непрозрачной, необъективной и даже коррупциогенной", - отметил Евтухов. И тут же привел пример из столичной практики: "Я проанализировал два последних конкурса, в результате которых в Москве были назначены новые нотариусы, и у меня возник ряд вопросов, по каким критериям оценивались кандидаты-победители". Ввести принципиально другой порядок, впрочем, пока не предлагает никто.

Еще один камень преткновения – попытка Минюста создать своеобразную юридическую вертикаль. Чиновники предлагают узаконить существование в стране трех видов нотариальных образований. Низовой – нотариальные бюро – будут совершать самые простые и наиболее распространенные действия. К примеру, удостоверять доверенности на право пользования транспортными средствами или согласие родителей на вывоз ребенка за границу.

Нотариальные конторы получат более широкие полномочия, и во многом будут напоминать нынешние. Верхом своеобразной "пирамиды" станут нотариальные дома, которые по уровню представляемых услуг и количеству персонала станут чем-то напоминать крупные частные юридические фирмы.

По мнению Виктора Евтухова, подобная дифференциация не означает "появления нотариата для богатых и для всех остальных". "Это нововведение должно стать стимулом для самих нотариусов постоянно повышать собственную профессиональную квалификацию. При этом я понимаю, что подобная инициатива является спорной и нуждается в дальнейшем обсуждении", - сказал Евтухов.

Самим нотариусам этот аспект реформы приходится не по душе, хотя вслух они об этом не говорят. Причина – природный консерватизм представителей корпорации. Мол, если сегодняшняя система работает, приносит доход, зачем же ее перестраивать? Лучшее, как известно, почти всегда – враг хорошего.

Ломать придется другую систему, по которой взимаемые нотариусами тарифы за работу технического характера толком не контролируются даже их непосредственным начальством из региональных нотариальных палат. Но единый подход к формированию таких тарифов ни Минюст, ни кто-либо еще пока не выработали.

Обсуждаются два варианта: установить в новом законопроекте о нотариате верхний предел тарифов, либо предоставить право самостоятельного определения тарифов субъектам РФ. "Деятельность нотариусов, безусловно, должна окупаться. Однако тарифы, взимаемые, в том числе, и за техническую работу нотариуса, не должны стать непосильным бременем для населения", - подчеркнул Евтухов.

Очевидно, что придется что-то делать и с пресловутыми квотами, которые определяют, сколько именно нотариусов может одновременно работать в той или иной местности. Отменив их, можно существенно повысить доступность нотариальных услуг населению.

Есть и минус, причем существенный. "Отсутствие квот может привести к нездоровой конкуренции среди нотариусов, дефициту нотариальной помощи в отдаленных и труднодоступных районах страны, и, как следствие, к злоупотреблениям и криминализации нотариальной деятельности", - полагает Евтухов.

Проще говоря, многие нотариусы в поисках гарантированного заработка поедут искать счастья в крупные промышленные центры. Очереди в конторы там исчезнут. Зато начнется борьба за место под солнцем. Нетрудно догадаться, что она будет очень далека от цивилизованной конкуренции.

Теория корпоративного эгоизма

Сегодняшнюю нотариальную корпорацию трудно назвать коллективом единомышленников. Дошло до того, что трения во взаимоотношениях в настоящее время имеются у руководства Федеральной нотариальной палаты (ФНП) и их коллег из самого центра – Москвы и Подмосковья.

В качестве примера в ходе собрания глав региональных нотариальных палат глава ФНП Мария Сазонова привела отдельные реплики на Интернет-форумах, авторами которых являются нотариусы из столичного региона. Те ни много, ни мало обвиняют федеральное руководство в правовом беспределе. Вот некоторые поводы для недовольства: налагаемые свыше запреты драть с граждан три шкуры  в виде все тех же тарифов за техническую работу и требования своевременно платить взносы на нужды нотариальной палаты. "Не следует забывать, что государство передало нам часть своих полномочий при условии, что все члены корпорации будут нести соответствующую ответственность. Никто не позволит нотариату превратиться в торговую лавку. Теория корпоративного эгоизма здесь неприменима", - считает Сазонова.

Еще одной причиной "тихого бунта" являются попытки первых лиц сообщества поставить работу нотариусов на современные рельсы. Речь идет о повсеместном введении электронной цифровой подписи (ЭЦП) и прочих средств электронного документооборота. Некоторым же проще работать с документами и гражданами по старинке. Другим, кто формально не против прогресса, не по душе запрет федерального нотариального руководства передавать личную ЭЦП помощникам. "Пойдем на поводу – запутаемся и навредим сами себе. Электронный ключ - вещь секретная. Поэтому перепоручать пользование им мы категорически запрещаем", - говорит Сазонова.

К слову, представители ФНП ожидают, что в ближайшие год-два освободится немалое число нотариальных вакансий, в том числе и в крупных городах. Пожилые нотариусы, которые не смогут работать с техникой и той же ЭЦП, будут вынуждены складывать полномочия, открывая дорогу технически подкованным молодым коллегам.

Наконец, наиболее распространенная проблема – хамство и некомпетентность некоторых сотрудников нотариальных контор. Число жалоб на эти нарушения в прошлом году выросло, констатирует Сазонова. Причина: рост у нотариусов числа подчиненных. Кому-то недостает терпения в общении с гражданами, кому-то - профессиональных знаний, а кому-то – и того, и другого.

Только тем клиентам нотариальных контор, кто уже пострадал от грубости или ошибок, одной лишь констатации факта, скорее всего, будет недостаточно. "Поэтому либо мы сами будем заботиться о своем имидже, очищать свои ряды, либо за нас это сделают другие", - резюмирует президент ФНП.

Режим ожидания

У нотариата сейчас есть время, чтобы исправить некоторые недоработки. Госдума вряд ли сможет заняться принятием нового ГК РФ ранее июля текущего года. Проект поправок к нему до сих пор находится в согласительной комиссии, где полемизируют авторы изменений из Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и представители крупного бизнеса.

Наибольшие споры между разработчиками и экономистами ведутся по содержанию раздела ГК РФ о юридических лицах. Дискуссионной также является инициатива ввести обязательное нотариальное оформление сделок с недвижимостью. "Первоначально планировалось передать нотариусам все сделки такого рода. Сейчас – только сделки, подлежащие государственной регистрации. Первое было неправильно", - считает председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.

По данным депутата, если поправки к ГК РФ будут внесены в нижнюю палату до летних парламентских каникул, они могут быть приняты в первом чтении практически сразу. Решающее второе чтение в этом случае состоится ранней осенью. Если внесение произойдет позже, работа над документом сильно затянется, уверен Крашенинников.

Значит, автоматически затянется и принятие нового закона о нотариате. Но нет худа без добра. Весенне-летняя пауза дает корпорации хорошую возможность определиться, какая реформа нужна в первую очередь ей самой.