Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

В ходе президиума Госсовета в Иркутске 18 апреля прозвучали две важные вещи. Во-первых, вскоре должен быть принят отдельный федеральный закон о тестировании школьников на наркотики. До его окончательного утверждения решать, проверять или нет учащихся, будут региональные власти. Отдельные тесты ждут и взрослых - в первую очередь, тех, кто устраивается на работу.

Во-вторых, чиновники морально созрели для введения ответственности за сам факт употребления наркотических средств. Это означает, что меняет направление вектор государственного принуждения: борьба с наркомафией плавно замещается борьбой с наркоманами.

Чистка рядов

Нет никаких сомнений в том, что наркомания стала подлинной эпидемией российского общества. Произошло это, правда, не одномоментно. По оценкам рабочей группы президиума Госсовета, в сравнении с 1996 годом число только официально зарегистрированных наркоманов выросло в 9 раз. Сегодня это около 600 тысяч человек. Реальное же количество потребителей наркотических средств, по разным оценкам, сейчас достигает от 2,5 до 5 млн граждан страны.

В основном речь идет о молодежи. Поэтому не удивительно, что массовые проверки вскоре коснутся школьников и студентов. Ведь по статистике более половины лиц в возрасте до 21 года хотя бы один раз пробовали наркотики.

Выявлять экспериментаторов над собственным здоровьем планируется при помощи тестов. Механизм их проведения пока окончательно не установлен. Но уже очевидно, что весьма скоро контроль станет повсеместным и фактически обязательным.

Не принципиально, когда именно школьникам с 13-летнего возраста придется общаться с наркологом - во время ли ежегодной диспансеризации, или же отдельно. Также не сильно важно, будет ли такое тестирование многоступенчатым, с привлечением психологов, или же все сведется к обычным анализам крови и мочи.

Принципиально другое: что делать с теми, чьи пробы на наркотики окажутся положительными, пока совершенно не ясно. Есть мнение, что за опыты с запрещенными веществами студенты государственных вузов должны отчисляться из учебных заведений. Не исключено, что выявленных наркоманов будут ставить на специальный учет.

И этим все ограничится. Ряд независимых экспертов-наркологов утверждает, что в стране отсутствует единая система реабилитации наркоманов. Косвенно данный факт подтверждается громкими судебными процессами над организаторами частных реабилитационных центров наподобие нижнетагильского "Города без наркотиков". Их наличие прекрасно подтверждает расхожую поговорку "свято место пусто не бывает". В отрасль, где влияние государства сведено к минимуму, приходят энтузиасты со своими взглядами и на наркоманов, и на методы их исцеления.

Государству же только предстоит выстроить новую систему реабилитации. Делать это придется с ноля. Понадобятся годы и миллиарды рублей. А пока этого не сделано, возвращать наркоманов на путь истинный по-прежнему будут, по сути, кто попало.

Еще один недостаток повального тестирования - его коррупционность. Нетрудно предположить, что в крупных промышленных центрах, где есть школы для выходцев из очень обеспеченных семей, проверки превратятся в источник незаконного обогащения некоторых проверяющих. Социальное расслоение достигнет апогея. "Черные метки" и спецучет станут уделом наркоманов-бедняков. Богатые потребители расширителей сознания официально останутся благополучными членами общества.

Не менее важен ответ на вопрос, как поступать с теми, чьи наркотические пристрастия были выявлены при приеме на работу. Профессиональные кадровики говорят, что личность, долгое время употребляющая тяжелые наркотики наподобие героина, видна за версту безо всяких тестов. Однако смысл самого тестирования в предлагаемом виде - выявить не только "рецидивистов", но и тех, кто лишь посмел побаловаться.

Как быть с ними? Пожизненный учет в наркологическим диспансере и, как следствие, поражение в некоторых гражданских правах (например, праве садиться за руль)? Принудительное лечение? Лекции о вреде героина и кокаина? Готовых ответов на данные вопросы у инициаторов нового крестового похода против наркотиков, похоже, нет.

К слову, в данном случае одной только воли чиновников и некоторых работодателей явно недостаточно. Инициаторам проверок придется перечитать Конституцию страны, гарантирующую право на труд, в том числе и больным наркоманией. А также поправить Трудовой кодекс, сделав отсутствие наркотической зависимости одним из важных условий заключения трудового договора.

Лечить или сажать?

Следующий шаг - введение уголовной ответственности за употребление наркотиков. Во время заседания президиума Госсовета об этом предложил подумать министр юстиции РФ Александр Коновалов. По его мнению, лечение от наркомании - основная санкция за употребление наркотиков. Если же осужденный уклоняется от выполнения возложенной судом обязанности, мера наказания должна меняться на более строгую. Какую именно, Коновалов не уточнил.

Министр юстиции любит и знает историю. И наверняка в курсе, что в уголовных кодексах времен СССР аналогичное наказание было прописано далеко не всегда. С 1974 года, после принятия указа "Об усилении борьбы с наркоманией", в ряде советских республик была установлена уголовная ответственность за сам факт потребления наркотиков. В других частях Союза  данная ответственность являлась административной (штраф). Больные же наркоманией были обязаны проходить лечение. Уклонисты по решению суда направлялись в знаменитые ЛТП - лечебно-трудовые профилактории.

На территории РСФСР уголовное наказание за употребление наркотических средств было введено сравнительно поздно -  в 1987 году, то есть в самый разгар перестройки. Также была усилена ответственность за употребление медицинских препаратов этой категории без назначения врача. Первый проступок квалифицировался как административный и наказывался штрафом или исправительными работами. Повторное нарушение каралось лишением свободы на срок до двух лет. Законодательство содержало и другую норму: лицо, в отношении которого имелись достаточные основания полагать, что оно потребляет наркотические вещества, подвергалось принудительной госпитализации для медицинского обследования.

Результат ужесточения закона проявился практически сразу. По итогам 1987-го на треть снизилось число зарегистрированных преступлений, фигурантами которых являлись наркоманы. Годом позже этот показатель упал еще на 40%. Число выявленных больных с диагнозом "наркомания" росло на 10% в год.

Но у медали, как водится, нашлась и менее приглядная сторона. Некоторые эксперты в то время объяснили благополучную статистику так: потребителям наркотиков стало невыгодно давать показания против торговцев зельем. Ведь и те, и другие подлежали уголовной ответственности.

Другие меры властей по ограничению попадания наркотиков в незаконный оборот (в частности, штрафы за растущую дикую коноплю на приусадебных участках или уничтожение официальных посевов опийного мака в республиках Средней Азии) довольно скоро дали обратный эффект. Желающие себя одурманить начали нюхать пары бензина, клея, средств бытовой химии. На черном рынке появилось много медицинских препаратов. Например, одно время был очень популярен эфедрин - сырье для кустарного производства наркотических веществ.

Выросли и окрепли новые подпольные производители. Как следствие, география советской наркомании разрослась до границ всего Союза, а страдать данным недугом начали не только молодые неформалы или деклассированные элементы.

Спустя четыре года, в 1991-м, уголовная ответственность за употребление наркотиков была отменена. Причиной стала не только забота о соблюдении прав человека (если помните, в то время это было особенно модно), но и косвенное признание неэффективности санкций.

Взгляд за рубеж

Советский Союз, впрочем, не единственное государство в мире, которое пыталось победить наркоманию при помощи уголовного преследования конечных потребителей запрещенных веществ. Многие ведущие страны мира исповедуют подобный подход и сейчас.

Вот несколько примеров. Лишение свободы до 10 лет за прием "тяжелых" наркотиков действует в Японии. За легкие - к примеру, анашу - там можно сесть на 3 года. Во Франции употребление наркотиков обойдется в 2 года тюрьмы или денежный штраф. Срок тюремного заключения наркомана-потребителя в Таиланде варьируется от 1 года до 10 лет. В Египте за любовь к "дури" можно заработать до полутора лет отсидки за решеткой. Уголовная ответственность за употребление наркотиков действует в некоторых штатах США и в Италии.

И все бы хорошо. Однако следует помнить, что суровые меры пока не помогли полностью победить наркоманию ни в одной стране мира. Поэтому зарубежный опыт не стоит слепо копировать. Иначе проводимая в последний год либерализация российского уголовного законодательства обернется лишь многократным увеличением числа обитателей исправительных учреждений. Теперь - за счет попавших туда наркоманов.

Если же основной санкцией станет направление больных наркоманией на добровольно-принудительное лечение, законодатель фактически начнет борьбу с эпидемией с конца. Не создав принципиально новую сеть реабилитационных клиник (и не реформировав уже существующие государственные наркологические больницы), именно лечить наркоманов как раз и не получится.

Самое главное. В процессе размышлений уполномоченным чиновникам и депутатам в первую очередь стоит отыскать ответ на ключевой вопрос: все же с кем они планируют бороться - с наркоманией, наркомафией или с наркоманами? А решив данную непростую задачу, честно сообщить аргументированный ответ всему обществу.