Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

Непростые погодные условия, ставшие причиной задержки сотен рейсов в российских аэропортах, в случае судебных разбирательств могут сыграть на руку авиаперевозчикам, так как позволят им не выплачивать многотысячные компенсации пассажирам, считают юристы и адвокаты, опрошенные РАПСИ.

Компенсация издержек тысяч пассажиров, которые не могут вылететь из аэропортов многих городов России, целиком и полностью зависит от двух факторов: позиции судов и доброй воли перевозчика.

Форс-мажор и непреодолимая сила

Опрошенные РАПСИ юристы по-разному отвечают на вопрос, подпадают ли сложные метеоусловия под правовое понятие "форс-мажор".

При наличии форс-мажорных обстоятельств стороны, заключившие между собой гражданско-правовой договор (в том числе и об организации перелета физического лица из точки А в точку В), освобождаются от ответственности за неисполнение взятых на себя обязательств.

"В действующем гражданском законодательстве нет такого понятия, как "нелетная погода". Под форс-мажором судебная практика понимает не сложные метеоусловия, а стихийные природные катаклизмы", - сказал РАПСИ адвокат МКА "Князев и партнеры" Владимир Юрасов.

К таковым, по его мнению, уместно причислять "природные явления, которые либо невозможно предсказать, либо возможно, но в самый последний момент - землетрясения, ураганы, падение метеоритов". "Выпадение снега зимой на территории России - нормальное явление. Вот если бы он пошел в Египте - да, это форс-мажор. Слышать же от представителей наших авиакомпаний ссылки на снег или обледенения просто смешно. Тем более, что накануне минувших выходных Росгидромет предсказывал ухудшение погоды", - полагает адвокат Юрасов.

В свою очередь, старший юрист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Денис Архипов считает, что погодные условия, сложившиеся в России и Европе, можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы. "В соответствии со статьей 120 Воздушного кодекса РФ, перевозчик несет ответственность за просрочку доставки пассажира в пункт назначения, если не докажет, что она имело место вследствие воздействия непреодолимой силы. В этой связи привлечь перевозчика к ответственности не удастся", - сказал он.

Претензии и иски

Решать, что является форс-мажором, а что - нет, должен суд. Однако до того, как взяться за написание иска, пострадавшему пассажиру следует попробовать уладить конфликт в досудебном порядке.

"Споры с перевозчиком характеризуются обязательным претензионным порядком. В связи с этим пассажиру для защиты своих прав необходимо предварительно обратиться с претензией к перевозчику", - говорит Денис Архипов из ЕПАМ.

Досудебная претензия подается в письменной форме на имя руководства авиакомпании. "Сделать это уместно заказным письмом с уведомлением о вручении. Можно передать бумагу лично представителям перевозчика. На экземпляре пассажира обязательно должна быть отметка, что претензия принята", - советует Владимир Юрасов.

По его словам, такая претензия должна быть рассмотрена "в разумные сроки" (законом они не установлены; на практике это 10-15 дней), и в ней пострадавший от задержки или отмены рейса пассажир может потребовать компенсации не только полной стоимости авиаперелета, но и морального и материального ущерба.

"Вне зависимости от причин задержки, на основании статьи 795 Гражданского кодекса РФ, пассажир имеет право отказаться от перевозки из-за задержки вылета. В таком случае ему возвращается провозная плата в полном объеме", - напоминает юрист Денис Архипов.

В случае отказа перевозчика уладить конфликт уместно обращение с иском в суд. "Закон "О защите прав потребителей" позволяет истцу обратиться либо в суд по месту юридической регистрации ответчика, либо по собственному месту жительства", - говорит адвокат Юрасов.

Куда именно - в мировой суд или федеральный - подавать иск, зависит от размера требуемой компенсации. Если она меньше 50 тысяч рублей, претензию к перевозчику рассмотрит мировой судья. Если больше - районный.

Следует помнить, что согласно статье 4.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности виновных в нарушении прав потребителей составляет один год.

Накормить - обязаны

Пассажирам, чей рейс задерживается на неопределенное время, стоит учитывать, что авиаперевозчик обязан предоставить им минимальный уровень сервиса без взимания дополнительной платы.

Старший юрист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Денис Архипов считает, что в данном случае уместно ссылаться на Федеральные авиационные правила, утвержденные приказом Минтранса России номер 82 от 28 июня 2007 года.

Пункт 99 этого документа гласит, что в случае задержки рейса или его отмены вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах целый комплекс услуг.

Пассажиры с детьми в возрасте до 7 лет должны получить доступ в комнату матери и ребенка аэропорта.

При ожидании рейса более двух часов пассажир имеет право за счет перевозчика совершить два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте. Авиакомпания при ожидании рейса более двух часов должна обеспечить ожидающих прохладительными напитками.

Если рейс задерживается более чем на четыре часа, пассажиры вправе рассчитывать на горячее питание. Когда задержка отправления рейса длится дольше, горячее питание полагается пассажирам каждые шесть часов, а в ночное время - каждые восемь часов.

При ожидании вылета более восьми часов (в дневное время) и более шести часов (в ночное время) пассажир должен быть размещен в гостинице. При этом перевозчик обязан обеспечить за свой счет доставку ожидающих транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.

Еще одна обязанность перевозчика - организовать хранение багажа пассажиров на все время ожидания вылета.

"Если пассажиру не были предоставлены вышеуказанные услуги бесплатно, то при наличии документального подтверждения расходов, ему следует подать авиаперевозчику письменное заявление о выплате денежной компенсации понесенных расходов", - говорит юрист Московского общества защиты потребителей Юрий Кадыков.

При отказе авиаперевозчика добровольно компенсировать пассажиру понесенные расходы, следует обращаться в суд с соответствующим иском, считает юрист.

На перевозчика, не соблюдающего данные правила, имеет смысл жаловаться в контролирующий его действия орган - Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и его структурное подразделение - Управление государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации (Госавианадзор).

Привлечь авиакомпанию-перевозчика к ответственности за несоблюдение данных правил, впрочем, практически невозможно. Поэтому пассажиры крайне редко требуют в судебном порядке компенсации за ночи, проведенные в залах ожидания аэропортов, когда горячее питание или напитки приходится приобретать за собственный счет.