МОСКВА, 21 мар — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ внес на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов, направленных на совершенствование примирительных процедур. Тексты документов опубликованы в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Внести изменения предлагается в целый ряд законодательных актов, в частности, в Гражданский процессуальный кодекс РФ, в федеральный конституционный закон «О Верховном Суде РФ», в федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», в Налоговый кодекс. В январе пленум ВС РФ утвердил постановление о внесении в Госдуму проекты законов.

Согласно поправкам для предоставления сторонам максимальных возможностей по урегулированию спора предусматривается гибкая и многоплановая модель содействия суда примирению сторон. Так, предлагается ввести институт судебных примирителей, а также разрешить суду на любой стадии процесса начать примирительные процедуры по ходатайству стороны или по предложению суда.

Перечень возможных результатов примирения широк: мировое соглашение по всем требованиям или их части, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы и представления, признание обстоятельств другой стороны, и иные соглашения, в том числе подписание письма-согласия на госрегистрацию товарного знака.

Если же в процессе примирительной процедуры стороны не достигнут взаимоприемлемого результата, то судебное разбирательство будет возобновлено. Также участники спора будут вправе на любой стадии рассмотрения дела инициировать проведение процедуры медиации. При этом им дадут выбрать посредника: медиатора или судебного примирителя, который утверждается судом.

В качестве судебных примирителей предлагается привлекать работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет, а также судей в отставке. Список судебных примирителей будет утверждаться пленумом ВС РФ на основе предложений судов о кандидатурах судебных примирителей

Кроме того, примирительные процедуры могут проводиться и по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства. В связи с этим сферу действия закона о медиации предлагается расширить, включив в нее споры, возникающие из административных и публичных правоотношений, в том числе связанным с предпринимательской и экономической деятельностью.

Также предлагается закрепить возможность суда по своей инициативе откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу, предложив сторонам использовать примирительную процедуру, в том числе с участием судебного примирителя. Такие действия могут совершаться судом в процессе рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных и публичных органов и чиновников, а также о взыскании обязательных платежей и санкций.

«Представляется, что в условиях нестабильной экономической ситуации и возрастающего количества споров с участием государственных органов именно государство должно расширять использование примирительных процедур для эффективного урегулирования споров со своим участием, в том числе в целях укрепления авторитета органов государственной власти, повышения доверия к ним», — отмечает ВС.

При этом отмечается, что суд не должен принуждать стороны к примирению, а лишь предлагает им попытаться урегулировать спор самим, оценить все положительные стороны данного способа. В случае невозможности достигнуть согласия по спорным вопросам рассмотрение дела судом будет продолжено.

Кроме того, согласно изменениям в Налоговый кодекс РФ до 70% государственной пошлины будет подлежать возвращению истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска, признании ответчиком иска, в том числе по результатам проведения таких процедур. В связи с этим из НК РФ также предлагается исключить положение о том, что уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении.

Накануне правительство сообщило, что поддерживает законопроект ВС РФ, но с учетом ряда замечаний к нему. Так, в частности, кабинет министров указал, что распространение процедуры медиации на административные и иные публичные правоотношения, предусматриваемое новой редакцией части 2 статьи 1 федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», не соотносится с положениями части 5 статьи 1 этого же закона, согласно которым процедура медиации не применяется к спорам, затрагивающим публичные интересы. Также распространение процедуры медиации на какие бы то ни было публичные правоотношения противоречит принципу равноправия сторон, поскольку данный принцип не свойственен публичным правоотношениям, основанным на власти и подчинении, принуждении обязанных лиц.