МОСКВА, 29 дек — РАПСИ. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на совершенствование процедуры выдачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора, говорится в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Как отмечается в пояснительной записке, законопроект призван привести положения Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК) в соответствие с позициями Европейского суда по правам человека (постановление от 11 октября 2007 года по делу "Насруллоев против Российской Федерации") и Конституционного суда РФ (определения от 4 апреля 2006 года № 101-О и от 1 марта 2007 года № 333-О-П).

В связи с этим законопроектом предлагается внести в ряд статей главы 54 УПК изменения, уточняющие ее положения, в том числе о правовом положении лиц, о выдаче которых поступил запрос иностранного государства, порядок их задержания и применения к ним мер пресечения, об условиях, при соблюдении которых выдача может быть осуществлена, и основаниях для отказа в выдаче, а также о порядке рассмотрения судом жалоб на решение о выдаче.

Так, статья 462 "Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории РФ" УПК дополняется положениями, устанавливающими запрет на выдачу лица, подавшего ходатайство о признании его беженцем или о предоставлении временного убежища, до рассмотрения этого ходатайства, а также в случае, если ЕСПЧ в связи с рассматриваемой жалобой властям РФ предписывается воздержаться от выдачи.

Кроме того, в статье 462 УПК устанавливается перечень обстоятельств, которые должны учитываться при принятии решения, какой из нескольких запросов иностранных государств о выдаче одного и того же лица подлежит удовлетворению. В статье 463 "Обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности" УПК законопроектом предлагается установить особенности рассмотрения жалоб на решения о выдаче в случаях, когда невозможно обеспечить участие в судебном заседании лица, подавшего жалобу. Если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, скрылось, такая жалоба рассматривается без его участия, но с обязательным участием защитника.

В названной статье УПК законопроектом также устанавливается примерный перечень документов, которые могут быть исследованы и приняты судом в качестве доказательств отсутствия или наличия на территории запрашивающего государства угрозы применения к лицу, в отношении которого принято решение о выдаче, пыток, иных форм недопустимого обращения.

В статье 464 "Отказ в выдаче лица" УПК законопроектом предлагается расширить перечень оснований, которые исключают возможность выдачи лица, и перечень оснований, при наличии которых в выдаче лица может быть отказано.

Статью 466 УПК законопроектом также предлагается изложить в новой редакции, которая конкретизирует положения, определяющие порядок избрания в отношении лица, выдача которого запрашивается, мер пресечения, в том числе в виде заключения под стражу, сроки задержания и содержания под стражей данного лица, а также положения об отмене, изменении избранной меры пресечения и обжаловании решений по вопросам, связанным с избранием, применением или изменением мер пресечения. Так, вопрос о применении меры пресечения в отношении лица, выдача которого запрашивается, решается прокурором в соответствии с требованиями главы 13 УПК.

Законопроектом ограничивается до 2 месяцев срок содержания под стражей лица, выдача которого запрашивается, на основании решения судебного органа иностранного государства. Указанный срок, а также срок содержания под стражей, установленный судом РФ при избрании данной меры пресечения, могут быть продлены судом в порядке, установленном статьей 109 УПК.