МОСКВА, 7 июн - РАПСИ. Эксперты поддержали предложенные Министерством юстиции РФ поправки, наделяющие осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях (в том числе отбывающих пожизненное лишение свободы), правом на одно длительное свидание в течение года.

В настоящее время отбывающим наказание в условиях строгого режима положено два краткосрочных свидания в год, а длительных свиданий не положено.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, доцент кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина Сергей Насонов считает, что поправки к статьям 125 и 127 УИК РФ являются гуманизацией уголовно-исполнительного законодательства в рамках исполнения Россией, возложенных на себя международно-правовых обязательств.

Постановлением Большой Палаты Европейского суда по правам человека от 30 июня 2015 года по делу Хорошенко (Khoroshenko) против РФ запрет длительных свиданий, осужденному к пожизненному лишению свободы, отбывающему наказание в строгих условиях, основанный на положениях статей 125 и 127 УИК РФ, был признан противоречащим статье 8 Конвенции, гарантирующей право на уважение частной жизни.

Европейский суд отметил, что запрет контактов с близкими родственниками должен быть обусловлен конкретными угрозами. Если таких угроз нет, национальные органы власти обязаны предупреждать разрыв семейных связей и обеспечивать таким лицам обоснованно хороший уровень контакта с их семьями, с максимально возможной периодичностью свиданий.

Длительное свидание, право на которое приобретут осужденные, находящиеся на строгом режиме, предполагает возможность проживания с родственниками в изолированном помещении на территории исправительного учреждения на протяжении не менее трех суток.

Адвокат Виктор Паршуткин считает, что если у человека за совершенные преступления не отнимают жизнь (действие смертной казни в России приостановлено), то во время его содержания в местах лишения свободы следует уважать его как личность. «Надо уважать его право на длительные свидания с членами его семьи - женой, детьми, родителями. Надо выбирать что-то одно - или смертную казнь или отказ от нее с вытекающими отсюда последствиями», - отметил он.