МОСКВА, 20 мая — РАПСИ. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов считает, что любое связывание детей, не достигших 14-летнего возраста, проходящих лечение в психиатрических больницах, должно быть запрещено, следует из его обращения, направленного главе Минздрава России Веронике Скворцовой.

Ранее был вызван общественный резонанс после сообщений ряда СМИ о том, что в государственной 15-й психиатрической больнице Москвы маленьких пациентов якобы привязывают к кроватям за шею, руки и ноги. Департамент здравоохранения Москвы начал служебную проверку после этой информации. Следователи возбудили уголовное дело по факту незаконного помещения детей в эту больницу.

«Неподготовленному человеку может стать не по себе при виде тяжело больного ребенка, находящегося в состоянии агрессии, но детей связывать нельзя вне зависимости от установленного им диагноза… Лучшая фиксация для ребенка — это объятия взрослого человека, в данном вопросе — профессионального врача, работника медицины», — говорится в обращении Астахова, которое приводит газета «Известия» во вторник.

Омбудсмен уверен, что мораторий на связывание должен быть установлен в отношении детей, не достигших 14-летнего возраста.

«Они в России считаются малолетними. Шестнадцатилетние пациенты могут быть действительно физически крепкими…, но и их фиксация в случае необходимости не должна быть первоочередной мерой… Абсолютно же недопустимо обездвиживать совсем маленьких детей», — отмечает омбудсмен, добавляя, что в России были прецеденты.

Омбудсмен предлагает внести поправки в статью 30 ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Он отмечает, что, согласно действующему законодательству, у пациента должны быть медицинские показания для применения фиксации и применять ее нужно под контролем персонала клиники.

«Вопреки нормам это бывает не всегда, и не во всех случаях форма и продолжительность связывания указывается врачом-психиатром в медицинской документации. Были случаи, когда меры физического стеснения детей (в том числе и среди сирот) были негуманными и уничижающими человеческое достоинство несовершеннолетних. Это прямое нарушение Конституции, где говорится о свободе и личной неприкосновенности», — заявляет Астахов.

В обращении к министру здравоохранения Астахов подчеркивает, что в настоящее время единственным документом, регламентирующим порядок фиксации психически больных пациентов, является письмо главного государственного санитарного врача РФ «О мерах физического стеснения при оказании психиатрической помощи» от 26 декабря 2002 года.

«Однако этот документ не учитывает специфику обращения с детским контингентом психиатрических организаций. Должны быть установлены дополнительные гарантии защиты прав несовершеннолетних пациентов, страдающих психическими расстройствами, прежде всего при их госпитализации и применении к ним мер безопасности», — говорится в обращении Астахова.

При этом заведующий отделением Научного центра психологического здоровья РАМН Сергей Ениколопов заявил газете, что считает, что законодательно отказываться от применения фиксации в отношении детей нельзя. По его словам, по закону связывание применяется только в тех случаях, когда другого выхода успокоить человека нет, однако нужен более тщательный контроль за соблюдением всех норм оказания помощи.

«Вне зависимости от возраста человек с психическими отклонениями может навредить себе и окружающими, например, убить медсестру, соседа по палате. Этого нельзя исключать. В больницу попадает разный контингент. Просто так ребенок не оказывается в психлечебнице», — сказал Ениколопов.