МОСКВА, 26 окт - РАПСИ. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в первом чтении правительственный проект закона о совершенствовании государственного финансового контроля и ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

В настоящее время полномочия Счетной палаты и Росфиннадзора в области государственного финансового контроля во многом дублируются. Глава Счетной палаты Сергей Степашин неоднократно заявлял о необходимости разграничить полномочия двух ведомств.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Предлагается ввести понятия внешнего и внутреннего государственного финконтроля. Внешний контроль для правительства будет осуществлять Счетная палата, внутренний - главные распорядители бюджетных средств, Федеральное казначейство и Росфиннадзор.

Законопроект предлагает ограничить сферу государственного и муниципального финансового контроля контролем за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса. То есть под такой контроль будут подпадать органы власти, бюджетные учреждения и юридические лица, созданные на основе государственного имущества (автономные учреждения, унитарные предприятия и госкорпорации). Остальные юридические лица будут проверяться только в том случае, если они получали бюджетные средства.

Документом также предлагается упорядочить основные формы государственного финконтроля: как внешнего, проводимого Счетной палатой, так и внутреннего. Предполагается расширить полномочия Росфиннадзора, муниципальных и региональных органов финансового контроля, которые смогут контролировать выполнение госпрограмм и государственных заданий.

Дополнительными полномочиями предлагается наделить Счетную палату РФ и контрольно-счетные органы субъектов Федерации. Помимо существующих полномочий этих органов по осуществлению экспертизы законов о бюджете, анализа бюджетных процессов, предлагается законодательно закрепить за Счетной палатой и контрольно-счетными органами полномочия по аудиту эффективности использования бюджетных средств.

Предполагается, что если в ходе контрольного мероприятия выявляются нарушения, объекту контроля будут направляться представления, содержащие обязательные для исполнения требования по принятию мер для исправления выявленных нарушений, или предписания, содержащие требования по возмещению причиненного ущерба.

Штрафы

Новацией законопроекта является закрепление исчерпывающего перечня нарушений бюджетного законодательства, по каждому из которых кодексом предусмотрены штрафы, налагаемые на конкретных должностных лиц. Для должностных лиц за нарушения бюджетного законодательства предусмотрен размер штрафа до 50 тысяч рублей.

Административные штрафы для юридических лиц предлагается установить в процентном отношении к сумме бюджетных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства. Так, наложение административного штрафа за нецелевое использование бюджетных средств на юридических лиц предлагается установить от 5% до 25% от суммы нецелевого использования бюджетных средств.

Государственные и муниципальные служащие в случае нарушения бюджетного законодательства могут быть лишены права занимать должности государственной (муниципальной) службы.

Замечания депутатов

Принимая законопроект в первом чтении, депутаты отметили ряд недостатков, которые необходимо исправить ко второму чтению.

Так, по мнению профильного комитета Госдумы (по бюджету и налогам), принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, указанный в законопроекте, не создает основу для прозрачности бюджетного процесса.

"Этот принцип сводится только к экономии, и эффективными будут считаться те мероприятия, финансирование которых не вышло за рамки бюджета. При этом не учитываются показатели качества товаров, работ и услуг, на которые были затрачены средства", - пояснил глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, выступая с докладом к законопроекту.

Кроме того, комитет считает нецелесообразным исключение из перечня нарушений бюджетного законодательства неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное доведение до получателя бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несоответствие уведомления о бюджетных ассигнованиях уведомлению о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону.

"Почему нарушение этих абсолютно фундаментальных обстоятельств, которое просто не даст исполнять бюджет, исключается из нарушений? Наверное, на этот вопрос еще предстоит дать ответ во втором чтении", - сказал Макаров.

Серьезным недостатком законопроекта Макаров назвал то, что документ сокращает полномочия Счетной палаты. По словам депутата, в настоящее время разработан проект новой редакции закона о Счетной палате РФ, согласно которому основными полномочиями СП РФ палаты являются контрольная и экспертно-аналитическая деятельность, финансовый аудит, аудит эффективности, стратегический аудит, аудит федеральных программ, оценка федеральных и международных инвестиционных проектов и аудит контрактов.

"Однако в законопроекте, внесенном Правительством, функции Счетной палаты предлагается ограничить только контрольно-ревизионными мероприятиями, аудитом эффективности и экспертизой законопроектов", - сказал депутат.

Глава профильного комитета указал на то, что в предлагаемой редакции статьи 15.14 КоАП РФ исключается административная ответственность за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов, вместе с тем в Уголовном кодексе Российской Федерации (статья 285.2 УК РФ) установлена уголовная ответственность только за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов в крупном и особо крупном размерах.

"Это означает, что нецелевое использование средств возможно. Но только не надо по крупному, надо по чуть-чуть, и тогда все будет нормально. Кстати, напомню, что крупный размер - начинается от 1,5 миллиона. В общем-то, то, что ниже - тоже деньги. По мнению комитета, исключение данного правонарушения из Кодекса нуждается в дополнительном обсуждении", - заявил Макаров.