МОСКВА, 25 июн - РАПСИ. Комитет Госдумы по законодательству рекомендует исключить из президентских поправок в Гражданский кодекс (ГК) РФ нормы об аффилированных и контролирующих лицах, а также изменить нормы о полномочиях общих собраний корпораций, следует из распространенного в понедельник свода поправок, рекомендованных к принятию Госдумой во втором чтении.

"Аффилированность мы исключаем. Мы считаем, что это предмет антимонопольного законодательства. В принципе там это должно быть, а то, что там этого нет, это очень плохо, но это не гражданско-правовые отношения. Вопрос остается - его надо решать, - но не в гражданском праве", - сказал журналистам глава комитета Павел Крашенинников.

В законопроекте, внесенном президентом РФ в Госдуму, предлагается дополнить первую часть ГК РФ новой статьей 53.1 "Аффилированность", в которой перечислены восемь случаев, когда можно говорить об аффилированности (связанности) лиц.

В частности, согласно проекту, наличие аффилированности признается между контролирующим (включая его аффилированных лиц) и подконтрольным лицом, а также между лицами, находящимися под общим контролем, за исключением лиц, находящихся под общим контролем публично-правовых образований; между физическим лицом и его супругом, их родителями, детьми, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными, дедушками и бабушками, внуками, племянниками и племянницами, дядями и тетями; между юридическим лицом и лицами, выполняющими функции органа управления или членов коллегиального органа управления данного юридического лица и т.д.

В законе "О защите конкуренции" понятие "аффилированные лица" упоминается два раза, но не расшифровывается. Вместе с тем есть близкая по смыслу статья "Группа лиц".

Комитет Госдумы предлагает также полностью исключить еще одну статью из президентского законопроекта - посвященную контролирующим лицам. В проекте говорится, что "лицо считается контролирующим (контролирующее лицо) юридическое лицо (подконтрольное лицо), если это лицо прямо или косвенно (через третьих лиц), самостоятельно или совместно со своими связанными (аффилированными) лицами имеет возможность определять действия (решения) такого юридического лица".

Поправки в ГК предусматривали, что контролирующее лицо будет нести ответственность перед третьими лицами по обязательствам подконтрольного юрлица, возникшим из сделок, совершенных во исполнение указаний контролирующего лица. При этом подконтрольное лицо никогда не отвечает по долгам контролирующего лица.

Профильный комитет Госдумы в своих рекомендациях ко второму чтению предлагает сократить число вопросов исключительной компетенции общих собраний корпораций. В законопроекте к исключительной компетенции собраний отнесено: определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества; принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц; принятие решений об участии корпорации в других юридических лицах и о создании филиалов и открытии представительств корпорации.

Комитет предлагает дополнить эти нормы оговоркой: "...Если уставом корпорации решение данного вопроса не отнесено к компетенции иного органа".

Известный адвокат Сергей Пепеляев ранее в интервью РАПСИ раскритиковал некоторые положения законопроекта об исключительной компетенции общих собраний, в частности по вопросу создания филиалов и представительств. "Вопрос создания филиала - оперативный вопрос. И каждый раз нужно собрать собрание? Это невозможно - чтобы решить оперативный вопрос бизнеса, собирать общее собрание", - заявил Пепеляев.

Ранее в понедельник сообщалось, что депутаты Госдумы предлагают убрать из президентских поправок в ГК РФ положения об обязательном нотариальном удостоверении сделок для юридических лиц и публичных образований и оставить эту процедуру только для физических лиц.

Комментарий представителя ВАС РФ

Заместитель начальника Управления частного права Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ Денис Новак рассказал РАПСИ, что нормы об аффилированных и контролирующих лицах появились в законопроекте по инициативе Минэкономразвития и рабочей группы по созданию Международного финансового центра. По его словам, создавалось впечатление, что в них заинтересованы представители бизнеса, при этом ВАС РФ вполне устраивал тот компромиссный вариант этих норм, который был выработан рабочей группой Минюста с участием представителей высшего арбитража. Однако позже оказалось, что они вызвали озабоченность крупного бизнеса и крупных эмитентов, отметил собеседник агентства.

Как предположил Новак, даже если эти нормы в конечном итоге будут исключены из поправок в ГК, судебная практика будет развиваться в этом направлении - раскрытия аффилированности в оспариваемых сделках.

Представитель ВАС РФ также обратил внимание, что в рекомендованных к принятию во втором чтении поправках депутаты стремятся ужесточить подход к праву участника корпорации на получение информации о деятельности корпорации. Предлагается легализовать ограничение доступа к информации, если такое ограничение содержится в уставе корпорации. "Однако совсем закрыть доступ к информации не получится - никакой суд с этим не согласится", - сказал Новак.

По его словам, судебная практика и правовые подходы ВАС РФ защищают право участников корпорации на получение информации о ее деятельности в объемах, необходимых для реализации и защиты их прав и законных интересов.

Представитель ВАС РФ отметил, что в проект возвращаются нормы о такой организационно-правовой форме юридического лица, как автономная некоммерческая организация. "Некоммерческий сектор обрадуется, лично я отношусь к этому положительно", - заключил Новак.

О законопроекте

Госдума 27 апреля одобрила масштабные поправки в ГК РФ, внесенные президентом и призванные улучшить экономическую жизнь и инвестклимат в стране. Законопроект вносит изменения, касающиеся основополагающих институтов гражданского права, во все четыре части ГК.

Так, поправки в кодекс, прошедшие первое чтение в Госдуме, предполагают увеличение роли нотариата, в частности обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью и большее участие в корпоративных правоотношениях. В понедельник комитет вынес решение по поправкам в первую часть Гражданского кодекса, которые он будет рекомендовать к принятию или отклонению при рассмотрении документа во втором чтении.

Законопроект о внесении изменений во все четыре части ГК РФ предполагает изложение в новой редакции более 600 статей кодекса. Наиболее существенные перемены предусматриваются в области регулирования корпоративных отношений, прав собственности на землю и иную недвижимость и вещных прав, обязательственного и договорного права, финансовых сделок и охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В частности, законопроект вводит целый ряд новых юридических терминов и понятий, устанавливает новые организационно-правовые формы для юридических лиц, новые виды прав на землю и другую недвижимость, новые виды сделок и банковских счетов.