МОСКВА, 24 апр - РАПСИ. Предложение президента РФ Дмитрия Медведева о сокращении срока непогашенной судимости по ряду экономических статей "чрезвычайно положительно" и давно назрело, однако "экономических преступников" вообще не следует лишать свободы, считают адвокаты, опрошенные во вторник агентством РАПСИ/rapsinews.ru.

Медведев во вторник в ходе расширенного заседания Госсовета РФ предложил сократить сроки непогашенной судимости по ряду экономических статей, однако не уточнил, по каким именно.

Во вторник глава государства также напомнил, что необходимо продолжить практику избрания подозреваемым в ходе следствия меры пресечения, не связанной с лишением свободы, а также чаще заменять осужденным заключение в колонии на альтернативное наказание.

Адвокаты горячо поддержали предложения президента, однако, по их мнению, в РФ назрели еще более радикальные перемены - за экономические преступления они предлагают вообще не лишать подсудимых свободы, а наказывать именно по-экономически: назначая штрафы.

Наказать рублем

Адвокат Руслан Коблев полностью разделяет предложение президента. "Если бы все его приличные идеи реализовать, ряд экономических статей был бы уже декриминализирован", - отмечает адвокат, добавляя, что в первую очередь давно пора разобраться со статьей 159 УК РФ (мошенничество). По словам Коблева, в России давно сложилась абсурдная ситуация, когда за убийство человеку могут назначить меньшее наказание, чем за "надутые" экономические составы. Адвокат считает, что за экономические преступления целесообразнее наказывать штрафом.

Владимир Жеребенков также предлагает совершивших экономическое преступление наказывать рублем. "Во всем цивилизованном мире такую категорию преступников наказывают рублем. У нас же огромное тюремное население, это очень большая нагрузка для бюджета страны", - считает Жеребенков.

В свою очередь Алексей Мельников с иронией отмечает, что при внимательном прочтении УК РФ почти любое действие человека может подпасть под какую-нибудь статью. "Необходимо движение в сторону смягчения наказания за экономические преступления. То, что на стадии следствия человеку, например, за неуплату налогов, грозит помещение в пыточные условия содержания - еще большее преступление. У нас лекарство сильнее болезни: при насморке - ампутация или расстрел", - считает Мельников. Адвокат вслед за коллегами высказывает мнение о том, что за преступления экономического характера наказание должно быть аналогичным, то есть экономическим.

Оксана Михалкина относится к словам Медведева "чрезвычайно положительно", поскольку, по ее словам, ни для кого не секрет, что с 1990-х годов возбуждение уголовных дел против коммерсантов стало способом решения вопроса конкуренции. "Правоохранительные органы в этом случае играют роль молота, с помощью которого многие предприятия закрываются", - считает Михалкина.

Не лечат, а калечат

Адвокаты также согласны с идеей о необходимости сокращения числа арестов подозреваемых на время расследования, по мнению респондентов РАПСИ, содержание под стражей должно избираться только в исключительных случаях, например, когда имеются неопровержимые доказательства о намерении задержанного скрыться.

По мнению Жеребенкова, тюрьмы России чаще "калечат", чем "лечат". "Мы занимаем чуть ли не первое место по количеству людей под стражей. Это около миллиона человек. Трудоспособных! Половине там делать нечего. Заключать под стражу необходимо только в случаях, если человек совершает попытки скрыться или ранее был судим", - полагает адвокат. Жеребенков не исключает, что в такой ситуации виновны и судьи, которые боятся, что в случае назначения иной меры пресечения их заподозрят в коррупционной составляющей. "Нужно окончательно поменять мышление судейского корпуса. Нахождение человека на свободе во время следствия должно быть правилом, а не наоборот ", - заключает адвокат.

Мельников убежден, что заключать человека под стражу можно лишь в случаях, когда он мешает расследованию, и этому есть достаточные доказательства. "А у нас как получается: малограмотный следователь пишет галиматью, что человек скроется. Прокурор кивает. Судья соглашается", - рассказывает адвокат.

Михалкина также высказалась за смягчение мер пресечения, отметив, что крайне нежелательно заключать подозреваемых под стражу.

"Есть альтернативные меры: домашний арест, залог. Тюрьмы у нас переполнены, лучше в них помещать лиц, совершивших преступления насильственного характера", - полагает адвокат.