МОСКВА, 3 апр - РАПСИ, Сергей Феклюнин. Законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс (ГК) РФ предполагает мягкий характер перерегистрации юридических лиц тех организационно-правовых форм, которые будут изъяты из гражданского оборота, об этом агентству РАПСИ/rapsinews.ru рассказал представитель Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ Денис Новак.

"Основная направленность переходных положений законопроекта - не возлагать на участников оборота дополнительных трудностей, юрлицо может и вовсе не перерегистрироваться", - сказал Новак, заместитель начальника управления частного права ВАС РФ.

По его словам, изменения в связи с новыми требованиями к организационно-правовым формам юрлиц нужно будет вносить при первом изменении их учредительных документов.

"Если самому обществу ничего менять не надо, оно может не перерегистрироваться. Если же надо что-то изменить в уставе - например, место расположения или структуру управления, - оно не сможет этого сделать без приведения своей организационно-правовой формы в соответствие с законом", - пояснил Новак.

Переданный президентом РФ в Госдуму законопроект о внесении изменений в ГК РФ, текст которого имеется в распоряжении РАПСИ/rapsinews.ru, предполагает упразднение ряда существующих сейчас организационно-правовых форм хозяйственных обществ. В частности, обществ с дополнительной ответственностью (ОДО) как не получивших распространения на практике и закрытых акционерных обществ (ЗАО), которые по своей правовой природе почти дублируют форму обществ с ограниченной ответственностью.

В случае вступления поправок в силу, как планируется, с 1 сентября 2012 года к ОДО будут применяться нормы ГК, относящиеся к ООО, а у ЗАО будет возможность в срок до 1 июля 2013 года по своему выбору преобразоваться либо в ООО, либо в производственные кооперативы. По истечении переходного периода к ЗАО будут применяться нормы ГК об акционерных обществах. Такие нормы содержатся в переходных положениях законопроекта.

"Если у ЗАО нет особого желания, можно ничего не делать, и с 1 июля к ним начнут применяться положения о непубличных обществах, для них ГК предусматривает более свободный, диспозитивный режим, чем для публичных", - уточнил Новак.

По его словам, законопроект не содержит требований к обязательной смене наименований хозяйственных обществ после вступления в силу поправок, поэтому еще "долгое время будут существовать ОАО и ЗАО".

Порядок для НКО

Отдельно представитель ВАС РФ коснулся предложений по упорядочиванию организационно-правовых форм некоммерческих организаций (НКО).

"В настоящее время существует более 30 форм НКО, которые непонятно чем друг от друга отличаются", - отметил Новак.

Законопроект вводит закрытый перечень базовых организационно-правовых форм НКО. Для НКО корпоративного типа это - потребительские кооперативы (сюда будут входить товарищества собственников жилья, гаражные, жилищно-строительные и прочие кооперативы), общественные организации (политические партии, казачьи общества и т.д.), ассоциации и союзы граждан или юрлиц (некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации и т.д.).

Кроме того, будут существовать НКО унитарного типа: фонды (общественные, благотворительные, а также АНО - автономные некоммерческие организации), государственные (в том числе академии наук), муниципальные и частные учреждения и религиозные организации.

Как пояснил собеседник РАПСИ/rapsinews.ru, к НКО будет применяться тот же "мягкий подход", что и к хозяйственным обществам: к примеру, ТСЖ может не менять своего наименования, но его деятельность будет регулироваться нормами ГК, установленными для потребительских кооперативов.

Свод поправок в ГК РФ был впервые опубликован в ноябре 2010 года. Проект подготовила рабочая группа во главе с советником президента РФ Вениамином Яковлевым во исполнение указа президента от 18 июля 2008 года "О совершенствовании гражданского законодательства".

Позже общественности был представлен альтернативный проект поправок в ГК, подготовленный Минэкономразвития (МЭР) совместно с рабочей группой по созданию Международного финансового центра. Альтернативный вариант одобрило Главное правовое управление президента (ГПУ). ГПУ представило своей итоговый вариант поправок, на который совет по кодификации Яковлева 1 августа дал отрицательное заключение. Совет рекомендовал президенту не вносить его в Госдуму. Президент Медведев 17 октября поручил министерству юстиции подготовить согласованный проект к 1 февраля 2012 года. Этот проект был внесен в начале апреля в Госдуму.