МОСКВА, 7 июн - РАПСИ. Внесенные президентом России Дмитрием Медведевым в Госдуму поправки в УК РФ предполагают декриминализацию товарной контрабанды - то есть незаконного перемещения товаров, не запрещенных к продаже, сообщает во вторник пресс-служба Кремля.

"Давно назрел вопрос о декриминализации деяния, предусмотренного частью первой статьи (188 УК РФ - "Контрабанда"), устанавливающей ответственность за так называемую товарную контрабанду", - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Максимальная санкция по этой части статьи - пять лет лишения свободы.

Пресс-служба отмечает, что "в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещённых к обороту, не является преступлением". Такая контрабанда, как правило, совершается в целях уклонения от уплаты таможенных платежей, а "ответственность за это в полной мере предусмотрена статьёй 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица)". Максимальная санкция этой статьи - также пять лет заключения.

Кроме того, в соответствии со статьями 16.1 и 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена конфискация предметов контрабанды. "Анализ практики применения части 1 статьи 188 УК РФ позволяет говорить о коррупциогенности этой нормы", - добавляется в сообщении.

О внесении очередного, уже третьего по счету, законопроекта о совершенствовании УК в Госдуму глава государства сообщил ранее во вторник. Как уже сообщало РИА Новости, Госдума намерена рассмотреть этот пакет президентских поправок до конца весенней сессии, которая заканчивается 17 июля.

Законопроект предусматривает внесение изменений в общую часть Уголовного кодекса РФ, которые состоят в следующем. К категории преступлений небольшой тяжести предлагается отнести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет, а не двух лет, как это предусмотрено в настоящее время. Это позволит ограничить действие предусмотренных УК РФ карательных инструментов, которые не могут быть применены к лицам, совершившим преступления небольшой тяжести.

Также предлагается позволить суду при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну.

Изменения предполагают и новую градацию, позволяющую более четко применять положения уголовного закона, касающиеся замены одного вида наказания другим. Предполагается, что исправительные работы суд вправе назначать осужденным, как не имеющим, так и имеющим основное место работы, последние будут отбывать их по основному месту работы.

Кроме того, в 2013 году планируется ввести новый вид наказания - принудительные работы. Принудительные работы, предусматриваемые как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые некоторых тяжких преступлений, будут отбываться в специально созданных исправительных центрах.

Наказание в виде лишения свободы, согласно поправкам, сможет быть назначено осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств. Ряд предложений направлен на смягчение ответственности при назначении наказания по совокупности преступлений, отмечает пресс-служба.

Предлагается также дополнить УК РФ статьей, предусматривающей возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, если это лицо полностью возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба.

Кроме того, будет создан механизм предоставления отсрочки исполнения наказания лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести в сфере незаконного оборота наркотиков и страдающим наркоманией. Людям, изъявившим желание добровольно пройти лечение от наркомании, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания курса лечения, но не более чем на восемь лет.

"В зависимости от результатов лечения, по усмотрению суда лицо может быть освобождено от отбывания наказания или оставшейся части наказания. В случае уклонения осужденного от лечения суд по представлению контролирующего органа может отменить отсрочку отбывания наказания. Таким образом, создается дополнительный стимул для добросовестного прохождения курса лечения больными наркоманией и осужденными впервые и их последующей социальной адаптации", - говорится в сообщении.

Положения об ответственности за оскорбление и клевету предполагается внести в КоАП, а соответствующие статьи в УК РФ признать утратившими силу. Это предлагается сделать потому, что оскорбление и клевета "больше соответствуют деяниям, предусмотренным КоАП".

"По тем же причинам ответственность за деяния, предусмотренные частью 1 статьи 136 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), частью 1 статьи 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения) и частью 1 статьи 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга) УК РФ, при отсутствии квалифицирующих признаков предлагается предусмотреть в КоАП", - сообщает пресс-служба.

Глава 28 УК РФ, устанавливающая ответственность за компьютерные преступления, также будет изменена с учетом современных реалий. А в связи с созданием Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС будет скорректирована статья 188 УК (контрабанда). В УК также появится статья об ответственности за незаконное перемещение через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза.

В то же время, как отмечает пресс-служба, давно назрел вопрос о декриминализации товарной контрабанды, поскольку в странах с развитыми правовыми системами контрабанда товаров, не запрещенных к обороту, не является преступлением.

"Одновременно предлагается дополнить статью 194 УК РФ новыми частями, предусматривающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии таких квалифицирующих признаков, как совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, и организованной группой", - говорится в сообщении.

Будет скорректирована и статья Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующая основания и порядок применения к подозреваемым и обвиняемым домашнего ареста. Новая редакция статьи будет во многом способствовать снижению количества лиц, в отношении которых избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.

При подготовке окончательной редакции законопроекта были учтены замечания, высказанные в официальном отзыве Верховного Суда РФ.