МОСКВА, 12 апр - РАПСИ. Законопроект о расширении перечня арбитражных дел, которые подлежат рассмотрению по упрощенной процедуре, внесен в Госдуму, сообщили в аппарате нижней палаты парламента во вторник.

Законопроект подготовлен Высшим арбитражным судом (ВАС) РФ и призван уменьшить нагрузку на судей. Подготовить комплекс мероприятий по снижению нагрузки на судей арбитражных судов ранее поручил президент РФ Дмитрий Медведев.

В действующей редакции Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ "упрощенка" применяется к трем видам дел: к спорам по задолженности в оплате услуг (электроэнергии, воды, услуг связи и т.п.), к спорам, в которых ответчик признает, но не выполняет требования истца, а также по искам к юрлицам на сумму до 20 тысяч рублей и к индивидуальным предпринимателям - до 2 тысяч рублей.

В новой редакции закона предлагается увеличить сумму иска, до которой гражданское дело в обязательном порядке рассматривается по упрощенной процедуре, до 300 тысяч рублей для юрлиц и до 100 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.

Также в обязательном порядке предлагается упрощенно рассматривать административные дела с "ценой вопроса" до 100 тысяч рублей - о привлечении к административной ответственности со штрафом до такой суммы, об оспаривании такого привлечения, о взыскании обязательных платежей и санкций.

Независимо от цены иска в упрощенном порядке будут рассматриваться дела по спорам о документально подтвержденном долге по оплате услуг, по искам, которые ответчик признает, но свои обязательства не исполняет, по искам о взыскании долга по кредитному договору. По "упрощенке" предлагается рассматривать и иски, в которых имущественное требование составляет не больше 100 тысяч рублей, но при этом имеются еще и неимущественные требования.

В законопроекте прописана возможность перехода в процессе разбирательства от упрощенной процедуры к обычной. Например, если в спор вступает третье лицо с самостоятельными требованиями, если заявляется встречный иск, который не может быть рассмотрен по "упрощенке", если требуется экспертиза или вызов свидетеля и так далее.

В то же время суд по собственной инициативе или по инициативе сторон может перейти к упрощенной процедуре судопроизводства в тех случаях, когда она не обязательна.

Если дело с ценой иска больше верхней границы может быть, по мнению суда, рассмотрено в упрощенном порядке, суд должен предложить сторонам такую возможность и дать им десять дней, чтобы выразить свое отношение к такому варианту.

Если о рассмотрении дела в упрощенном порядке просит истец, то суд представляет ответчику месяц для подготовки отзыва на иск и возможного возражения по поводу рассмотрения спора по "упрощенке".

Законопроект предполагает, что в тех случаях, когда стороны в установленный срок не представляют в суд возражений против упрощенного способа разбирательства, исковое заявление и определение о принятии искового заявления размещаются на сайте суда, позже там же размещается и отзыв на иск.

Документом не допускается рассмотрение в порядке упрощенного производства дел по корпоративным спорам и дел о защите прав группы лиц. Как поясняют разработчики, это связано с тем, что по таким делам практически всегда задействован широкий круг лиц и споры включают целый комплекс вопросов, требующих разъяснения.

Согласно законопроекту дела по упрощенной процедуре суд, как и сейчас, будет рассматривать без вызова сторон. При этом стороны будут знакомиться с представленными оппонентом доказательствами, отзывами и возражениями через интернет, все эти документы планируется размещать в ограниченном доступе - только для участников спора.

Проектом устанавливается, что суд назначает сторонам срок (не менее 30 дней со дня вынесения определения о принятии дела к производству), до которого в материалы дела должны быть представлены все документы по спору. За пределами этого срока предоставление документов не допускается. Невозможны будут и ссылки на доказательства, не раскрытые в установленный срок.

Решение, принятое в рамках упрощенного производства, может быть обжаловано только в течение десяти дней. Причем в апелляционном суде рассматривать жалобу на такое решение судья будет единолично. Сейчас апелляции рассматривает коллегия из трех судей.

В случае подачи документов в суд на бумажном носителе, документы должны быть переведены в электронный вид. Как отмечают в ВАС, это может привести к увеличению нагрузки на аппарат суда и потребует создание новых рабочих мест. Однако такое увеличение штата в итоге не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета, поскольку законопроектом предполагается взимание государственной пошлины за перевод судом документов в электронный вид в размере 10 рублей за одну страницу документа, но не менее 100 рублей.

Все эти положения, по мнению ВАС РФ, направлены на упрощение судебной процедуры и сокращение сроков рассмотрения дел, не требующих многостороннего и комплексного изучения.

Законопроект вносит поправки в Арбитражный процессуальный кодекс и часть вторую Налогового кодекса РФ.