МОСКВА, 12 янв - РАПСИ. Госдума приняла в среду в первом чтении президентский законопроект, направленный на либерализацию уголовного законодательства РФ и исключающий нижние пределы санкций в виде лишения свободы по 68 составам преступлений.

Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" 30 ноября 2010 года.

Законопроект предлагает из 68 составов преступлений исключить нижние пределы санкций в виде лишения свободы, тогда как их верхние пределы, которые определяют степень общественной опасности преступления, остаются неизменными. Тем самым суду предоставляется возможность проявлять более дифференцированный подход при назначении наказания за преступления указанных категорий, говорится в пояснительной записке к документу.

"Речь идет об изменении нижних пределов санкций целого ряда преступлений, но такие преступления, как преступления простив свободы, чести и достоинства личности, преступления против семьи и несовершеннолетних, такие составы, как убийство, изнасилование, контрабанда и целый ряд других составов тяжких и особо тяжких преступлений, они не затрагиваются данными новеллами", - сказал полномочный представитель президента РФ в Госдуме Гарри Минх.

Законопроект предоставит судам большую вариативность при назначении наказаний, не связанных с лишением свободы. Так, санкции 11 составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф (в качестве основного вида наказания), 12 составов преступлений - исправительными работами. В 115 составах преступлений исключен нижний предел наказаний в виде исправительных работ и ареста.

Согласно законопроекту предусматривается также, что суд будет решать, отменить или сохранить условное наказание, если осужденный в течение испытательного срока совершил преступление по неосторожности или умышленное преступление небольшой или средней тяжести. Предлагается также применять аналогичный подход к вопросу отмены условно-досрочного освобождения, если заключенный совершил преступление небольшой или средней тяжести умышленно.

По словам Минха, в настоящее время суд обязан отменить условное осуждение, условно-досрочное освобождение и назначить наказание по совокупности приговоров.

Кроме того, как отметил полпред президента, в соответствии с частью второй статьи 54 Конституции РФ и статьей 10 УК РФ, законопроект, в случае его принятия, будет иметь "обратную силу".

"Это приведет к тому, что те лица, которые осуждены по соответствующим статьям уголовного кодекса в связи с изданием нового закона, который смягчает ответственность, в случае принятия нами такого решения, они будут либо освобождены от отбытия наказания, если соответствующие сроки истекли, либо соответствующее наказание будет им сокращено в пределах предусмотренных нормами особенной части и в соответствии с общей частью УК РФ", - сказал Минх.

Депутаты от фракции КПРФ в ходе обсуждения документа высказали опасения, что его принятие может вызвать еще большие злоупотребления в судебном сообществе и усилится коррупционная составляющая.

Полпред президента, отвечая на высказывания своих коллег, отметил, что никаких дополнительных коррупционных рисков законопроект не создает. По его словам, в действующем законодательстве больше половины (60%) статей не содержит нижних пределов наказания.

"Анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод, что не так все плохо с точки зрения правосудия. Но если мы исходим из того, что такая проблема существует, то нужно признать, что полностью исключить коррупционную составляющую невозможно", - сказал Минх.

По мнению зампреда комитета Госдумы по законодательству Андрея Назарова, президентский законопроект создает основу для модернизации практики применения Уголовного кодекса.

"Речь идет о преодолении проблемы излишне репрессивного подхода к рутинным по своему характеру нарушениям закона, совершаемым по недомыслию или неосторожности, из корыстных побуждений, но не имеющих общественно опасной мотивации", - заявил Назаров журналистам в среду.

Он убежден, что законопроект не сужает, а расширяет спектр назначаемых наказаний по усмотрению суда, исходя из конкретных обстоятельств и с учетом личности подсудимого.

"Тем самым утверждаются принципы профессионализма и индивидуального подхода в решении судьбы сограждан. Однако не менее важно и то обстоятельство, что общественность имеет право требовать от судей проявления этого самого профессионализма, гуманности и социальной ответственности... Именно действенное общественное мнение, полный мониторинг судебных решений вместе с повышением гласности работы судов могут дать необходимый эффект от применения новых норм закона", - заключил депутат.

Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов отметил, что "законопроект последовательно продолжает гуманизацию уголовного законодательства, инициатором которой выступил президент России".

Он напомнил, что 7 апреля 2010 года вступили в силу законы, касающиеся либерализации санкций в отношении обвиняемых в экономических преступлениях.

"Предположу, что последуют и следующие шаги в этом направлении", - сказал Морозов.

В свою очередь первый зампред комитета ГД по законодательству Владимир Груздев выразил надежду, что судьи не воспримут отмену нижних пределов наказаний как призыв к назначению максимального наказания по той или иной статье. Но если судьи все же неправильно поймут инициативу президента, то она будет уточняться на пленуме Верховного суда РФ.

"Если увидим, что практика не меняется, то будем в постановлении пленума давать четкие разъяснения. Там уже будет проще, потому как это будет подзаконный акт", - отметил первый зампред комитета.