Денис Паньшин, председатель Координационного совета молодых юристов Ассоциации юристов России (АЮР), в рамках V Петербургского Международного Юридического Форума рассказал в интервью РАПСИ о проблемах российского юридического образования, программах ассоциации по оказанию бесплатной юридической помощи, а также сравнил Россию с другими странами.

По словам Паньшина, работа координационного совета по повышению качества юридического образования начиналась с экспериментальных выездов в регионы, посещения ВУЗов, проведения анкетирования и соцопросов. Круг вопросов при этом был довольно широким: они касались системы образования в целом, качества преподавания предметов, социального обеспечения студентов.

Качество юридического образования, по мнению Паньшина, вызывает массу вопросов, и с этим связано в том числе то, что часть молодых людей по окончании обучения уходит работать в сферы, не связанные с юриспруденцией. «Довольно большой процент тех, кто приходит в профессию неосознанно и, получив юридическое образование, уходит совершенно в другие отрасли»,- сказал Паньшин. По его словам, многие не скрывают, что, поступая в ВУЗ, просто стараются избежать службы в армии. Кто-то идет учиться по настоянию родителей. Кроме того, юридическое образование пользуется особой популярностью еще и потому, что с 90-х годов на него существует определенная мода.

«Считалось, что юрист – это человек, который получает большие деньги, что у него колоссальные финансовые потоки, машины, офисы. Тренд остался - мечтания молодого юриста о будущем. Это связано с нашей ментальностью», - полагает Паньшин.

В итоге уровень подготовки молодых специалистов оставляет желать лучшего. «Скажем, люди с базовым юридическим образованием, приходя в институт повышения квалификации юристов, банально не знают общетеоретических основ и тезисов», - констатирует Паньшин. Еще один пробел, на который обращают внимание эксперты, говоря об образовании в России, - это отсутствие такого ключевого для юриста навыка, как склонность к анализу.

Вместе с тем за границей ситуация принципиально другая, и, прежде всего, там другое отношение к юриспруденции. «За границей люди идут в юристы не случайные. Это либо  потомственная линия, либо это люди, которые прошли серьезную школу подготовки, потому что далеко не каждый поступит на юридический факультет и далеко не каждый получит в итоге образование», - отметил Паньшин. В качестве примера он привел Сорбонну, где из 1,5 тысяч обучающихся на первом курсе к выпуску остается около 150-180 человек.

«За рубежом для того, чтобы  стать успешным юристом, нужно закончить магистратуру, потом получить еще степень, пройти максимальное количество стажировок, провести огромное количество часов на процессах, либо заниматься внесудебной работой, заниматься чтением лекций», - сообщил Паньшин.

Что касается правовой культуры в России, то она находится на достаточно низком уровне, по мнению Паньшина. Ничего не изменится до тех пор, пока на сознательном уровне не будет понимания того, что в случае возникновения проблемы ее решением должен заниматься юрист, отмети собеседник агентства. По его словам, многие пытаются сами решать свои проблемы, знакомятся с законодательством, но, «когда капнешь, оказывается, что фабула, постановка вопроса изначально была неверной, то есть человек пошел не в том направлении».