МОСКВА, 12 окт — РАПСИ. Верховный суд (ВС) РФ признал законным решение об отклонении административного иска Дмитрия Кобжицкого, который просил признать недействующим перечень животных, запрещенных к содержанию, в части включения в него «лисицы обыкновенной», сообщили РАПСИ в пресс-службе суда. 

Одомашненные лисы 

В административном иске заявитель указал, что оспариваемая норма не позволяет отнести к домашним животным лисиц, которые были одомашнены советскими и российскими учеными, в частности выведенных в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Федеральный исследовательский центр Институт цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук» (ИЦиГ СО РАН). 

Истец пояснил, что он является потенциальным покупателем домашней новосибирской лисы, относящейся к виду «обыкновенная лисица», однако не может этого сделать, поскольку в силу широкой формулировки в обжалуемом нормативном правовом акте он приобретет животное, запрещенное к содержанию. По мнению Кобжицкого, перечень должен включать только животных, потенциально представляющих опасность для людей, и никаких других. 

«Поскольку одомашненные новосибирские лисы запрещены к содержанию, они будут подлежать конфискации компетентными органами у владельцев этих животных. Изъятие домашнего питомца, который привязался к владельцу, вызовет у домашнего животного состояние эмоциональной нестабильности, психические страдания. Ручные новосибирские лисы, генетически и биологически не приспособленные к жизни в дикой природе, при возврате их в дикую природу могут погибнуть от столкновений с хищниками или от невозможности правильно добывать пищу. В данном случае действия компетентных органов могут прямо порождать жестокое обращение с животными», — отмечает заявитель. 

Позиция ВС 

Включение в перечень животных, запрещенных к содержанию, согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлено на обеспечение защиты людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными, указывает ВС. 

Высшая инстанция напоминает, что к подготовке Перечня были привлечены представители экспертного сообщества и общественных объединений, таких как Государственное автономное учреждение «Московский зоопарк», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук», Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова». 

«Доводы истца о том, что широкая формулировка Перечня «обыкновенная лисица» противоречит нормам Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и не позволяет считать одомашненных новосибирских лисиц домашними животными, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и фактически сводятся к внесению в оспариваемый нормативный правовой акт соответствующих изменений с исключением одомашненных лисиц из числа животных, запрещенных к содержанию», — разъясняет Верховный суд. 

ВС также уточняет, что вопрос о внесении в нормативный правовой акт соответствующих изменений и дополнений не отнесены законом к компетенции судов.