САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 6 авг - РАПСИ, Михаил Телехов. Бывший заместитель главы республики Коми Александр Буров пытался оспорить практически все антикоррупционные положения Гражданского кодекса (ГК) РФ, а также некоторые нормы антикоррупционных федеральных законов, но его жалобу не приняли к рассмотрению.

Об этом говорится в Определении №767-О Конституционного суда (КС) РФ.

Безвозмездно по 100 тысяч в месяц

Как следует из материалов дела, занимая свою должность, Буров в течение 3,5 лет безвозмездно получал вознаграждения - по 100 тысяч рублей ежемесячно. Прокуратурой этот факт был установлен и она подала иск о взыскании с Бурова 3,4 миллиона рублей. Требования прокурора были удовлетворены Геленджикским городским судом Краснодарского края (куда Буров переехал из Коми после увольнения с должности). Буров пытался обжаловать это решение во всех инстанциях, но в июле 2020 года оно принудительно было исполнено усилиями Геленджикского городского отделения судебных приставов. Тогда бывший чиновник решил проверить законность норм федерального законодательства не только не допускающих получение должностными лицами вознаграждений, но и другие антикоррупционные нормы ГК РФ и ряда федеральных законов.

Что антикоррупционно, то неконституционно

Положения ГК РФ, а именно статью 169, согласно которой сделка, противная основам правопорядка или нравственности признается ничтожной, статьею 167, в рамках которой суд может взыскать в доход государства все полученное сторонами по такой сделке, статью 235, указывающую основания прекращения права собственности, статью 575 о запрете дарения дорогих подарков госслужащим. Во взаимосвязи Буров также оспорил статью 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", позволяющую прокурорам подавать заявления в суд об обращении незаконно полученных средств и благ в доход государства. Также Буров поставил под сомнение конституционность пункта 7 части 3 статьи 121 Федерального закона "О противодействии коррупции" о том, что госслужащие не вправе получать вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.

Конституционных прав не нарушили

По мнению Бурова, все эти нормы не соответствуют Конституции РФ, поскольку позволяют привлекать к юридической ответственности лиц за действия, которые законом, действующим на момент их совершения, не признавались правонарушением, взыскивать в доход государства денежные средства у госслужащих, полученные ими в качестве дополнительного вознаграждения и по сделке, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, а также позволяют прокурору произвольно и по своему усмотрению обращаться в суд с исками об изъятии имущества в доход государства у лиц, допустивших нарушение антикоррупционного законодательства.

Но КС РФ, рассмотрев его жалобу, указал, что все оспоренные Буровым нормы также не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права, и отказал в принятии его жалобы к рассмотрению.