САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 мая — РАПСИ, Михаил Телехов. Все процессуальные издержки и расходы на представителя потерпевшим по уголовному делу, которое было прекращено по нереабилитирующим основаниям, должны возмещаться в полном объеме с учетом индексации за счет федерального бюджета по постановлению следователя, а в случае его обжалования - по решению суда, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

Конституции РФ не соответствуют

Соответствующие выводы были сделаны после изучения жалобы жительница Астрахани Эльвиры Юровских. Она просила проверить конституционность части 3 статьи 131 и статью 132 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ во взаимосвязи с пунктом 30 Положения "О возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу...", утвержденного Постановлением Правительства РФ №1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу...". По мнению заявительницы, оспариваемые ею нормы позволяют следственным органам неоднократно отказывать потерпевшим по уголовному делу, которое было прекращено в связи со смертью подозреваемого (то есть по нереабилитирующим основаниям), в возмещении процессуальных издержек либо определять к выплате им минимальные суммы. Кроме того, как Юровских писала в своей жалобе, рассмотрение такого вопроса следственными органами было не регламентировано по времени и не предусматривало для потерпевших возможность индексации сумм понесенных ими расходов на адвокатов.

КС РФ согласился с заявительницей, признав оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ, поскольку не обеспечивают надлежащего уровня правовой определенности применительно к порядку и размерам возмещения процессуальных издержек при вынесении следователем (дознавателем, прокурором) постановления о возмещении расходов потерпевшего на выплату вознаграждения его представителю по уголовному делу, прекращенному по нереабилитирующему основанию, а равно не позволяют обеспечить эффективную судебную защиту права потерпевшего на получение такого возмещения в установленный срок и не предусматривают правового механизма индексации сумм такого возмещения.

В связи со смертью подозреваемого

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани Юровских носила тройню и в апреле 2012 года поступила в роддом на плановую операцию — кесарево сечение. Как говорится в жалобе, неделю до операции роженица наблюдалась в стационаре, где проводились исследования, и никаких отклонений не наблюдалось, но накануне родов УЗИ показало, что два плода не проявляют признаков жизни. Юровских срочно прооперировали, но спасти всех малышей врачи не смогли — два плода погибли, девочка родилась нездоровой.

В 2013 году Юровских подала заявление о проведении проверки и привлечении к уголовной ответственности лиц, действия или бездействие которых привели к внутриутробной смерти двух ее детей, а также причинили вред здоровью третьему ребенку. Уголовное дело было возбуждено только спустя два года, а в 2018 году прекращено в связи со смертью подозреваемого.

В 2014 году Юровских для защиты прав своих и несовершеннолетней дочери заключила соглашение с адвокатским бюро, а в 2017 — допсоглашение с еще одним адвокатом. После чего в 2018 году подала требование о возмещении оплаты работы адвокатов в размере 250 тысяч рублей. Суды отказались рассматривать этот иск, указав, что за возмещением процессуальных издержек нужно обращаться в следственные органы. После соответствующего ходатайства сначала ей было назначено 3 тысячи 300 рублей за 6 дней взаимодействия следствия с защитниками интересов Юровских. Потом после жалоб в суды и вышестоящие следственные органы ей назначили возмещение в размере 8 тысяч рублей, а потом, опять же после новых жалоб, ей были назначены и выплачены 38 тысяч рублей, после чего назначены еще 36 тысяч рублей, которые до сих пор не выплачены.

После чего Юровских обратилась с иском в суд о выплате ей 250 тысяч рублей с индексацией. Ей было отказано в принятии жалобы к рассмотрению по неподсудности, и это решение устояло в апелляционной и кассационной инстанциях. Суды указали, что возмещение процессуальных издержек в ходе предварительного следствия осуществляется на основании постановления следователя за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий год органами предварительного следствия.

Возмещение в полном объеме

По мнению КС РФ, наделение следователя полномочием вынести постановление о выплате процессуальных издержек, если дело прекращено на стадии предварительного следствия, в целом направлено на защиту прав потерпевшего. Но изучив дело Юровских, КС РФ отметил, что подходы следователя и потерпевшего к оценке необходимости и оправданности расходов на представителя могут быть и прямо противоположными, в частности, возникают сомнения в объективности следователя, когда он должен дать оценку расходам, понесенным в связи с обжалованием в суд его собственных действий либо бездействия.

"Действующие нормы не обеспечивают реализации права потерпевшего на возмещение процессуальных издержек и ведут к тому, что предоставленные следователю (дознавателю, прокурору) полномочия – при отсутствии нормативного механизма их реализации – могут быть применены произвольно. Напротив, наличие такого механизма снижает риски принятия должностным лицом произвольного решения о возмещении сумм, выплаченных представителю потерпевшего, а также создает для суда критерии оценки этого решения на предмет законности и обоснованности", - говорится в постановлении КС РФ.

Федеральному законодателю и Правительству РФ, как указал КС РФ, надлежит в соответствии со своей компетенцией внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.

До введения законодателем нового регулирования все необходимые и оправданные расходы должны возмещаться в полном объеме с учетом индексации за счет федерального бюджета по постановлению следователя, а в случае его обжалования - по решению суда.

"При определении размеров возмещения надо исходить из того, что возмещению подлежат в полном объеме все необходимые и оправданные расходы на выплату вознаграждения представителю потерпевшего (в том числе до формального получения статуса потерпевшего), которые должны быть подтверждены документами, в том числе расходы, связанные с обжалованием отказа в возбуждении уголовного дела, поскольку оно в дальнейшем было возбуждено, и с обжалованием прекращения уголовного дела, поскольку решение о том было отменено", - постановил КС РФ.

Как пояснял РАПСИ адвокат Александр Анохин, представляющий интересы заявительницы, они ожидали, что решение КС РФ может привести к пересмотру всей системы возмещения процессуальных издержек по уголовному делу, прекращенному по нереабилитирующим основаниям.

"Когда мы начинали работать по этому делу, общались со следствием, с полицией, нам сотрудники говорили, что у них такой практики просто не было. Теперь все должно быть прописано по аналогии с реабилитацией и компенсацией издержек за незаконное уголовное преследование. Там все прописано очень жестко: сроки, суммы, бюджеты", — пояснил адвокат.