САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 мар - РАПСИ, Михаил Телехов. Установление судом факта совершения преступлений террористической и экстремистской направленности влечет за собой лишение гражданства Российской Федерации, но при вынесении такого решения не освобождает должностных лиц от необходимости учитывать все обстоятельства, связанные с нарушением осужденными законодательства, говорится в определении Конституционного суда (КС) РФ, которым было отказано в рассмотрении запроса Верховного суда (ВС) Республики Карелии (РК).

Обязательство быть верным

Как следует из материалов дела, Главное управление (ГУ) МВД России по Москве лишило гражданства РФ уроженца Украины, осужденного за приготовление к участию в деятельности запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. Решение было принято на основании части 2 статьи 22 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", которая предоставляет органам власти такое право при установленном факте использования подложных документов или сообщения при приеме в гражданство РФ заведомо ложных сведений.

Как пояснили РАПСИ в пресс-службе КС РФ, согласно этой норме, совершение ряда преступлений террористической и экстремистской направленности приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений. То есть, дав обязательства быть верным России, соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство, гражданин РФ, не выполняющий свои обещания, совершающий деяния, нацеленные на подрыв основ конституционного строя, признается сообщившим заведомо ложные сведения при приеме в гражданство РФ, которое, соответственно, подлежит отмене.

"Такие деяния должны составлять исчерпывающий перечень преступлений, нацеленных на подрыв основ конституционного строя и с очевидностью подтверждающих осознанный и устойчивый отказ виновного от обязательства быть верным России, соблюдать Конституцию Российской Федерации и российское законодательство. К числу таких деяний, заставляющих полагать, что указанное обязательство виновный не собирался выполнять изначально, с момента приобретения им гражданства Российской Федерации, относятся и преступления террористической направленности", - цитирует пресс-служба позицию КС РФ.

Восстановительная мера

Но не согласившись с решением ГУ МВД России о лишении его гражданства РФ уроженец Украины обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с требованием признать его незаконным.

Суд установил, что гражданство России истец получил в 2004 году, осудили его по террористической статье в 2017 году, и отказал в удовлетворении его требований. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы на постановление первой инстанции ВС РК удовлетворил ходатайство заявителя об обращении в КС РФ и приостановил производство по жалобе.

Как указано в запросе, часть 2 статьи 22 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" вступила в действие после того, как заявитель совершил приготовление к участию в деятельности террористической организации, то есть, применена к нему с обратной силой, что по его мнению, противоречит Конституции РФ.

Но по мнению КС РФ, отмена решения о приобретении лицом гражданства Российской Федерации в связи с установлением судом факта сообщения этим лицом заведомо ложных сведений не выступает мерой ответственности, а по своей правовой природе представляет конституционно-восстановительную меру, – потому конституционной запрет на придание обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, на такую отмену не распространяется.

"Распространение действия частей первой и второй статьи 22 названного Федерального закона в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года №243-ФЗ только на лиц, в чьем отношении решение о приобретении гражданства Российской Федерации вынесено после вступления в силу данной редакции, необоснованно ставило бы их в неравное положение по сравнению с лицами, которые приобрели российское гражданство до этого момента, приняв на себя обязательство быть верными России, добросовестно выполнять свой гражданский долг в соответствии с Конституцией Российской Федерации и российским законодательством", - разъясняет КС РФ.

При этом КС РФ подчеркнул, что установление судом факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации не освобождает компетентных должностных лиц от необходимости, рассматривая вопрос об отмене решения о приеме в гражданство, учесть все конкретные обстоятельства, связанные с установлением указанного факта.

Неопределенность в оспариваемых нормах была не обнаружена на стадии изучения материалов дела, поэтому запрос ВС РК не был принят к рассмотрению.