САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 фев - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционные установления могут нарушаться, когда власти и суды вынуждают недееспособного гражданина и его опекуна вселяться в помещение, пригодное по размеру для проживания одного лишь инвалида, говорится в новом постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.

При этом КС РФ подчеркивает, что предоставление жилья по договору социального найма инвалиду вместе с его опекуном носит исключительный характер и возможно только при тщательном изучении всех обстоятельств дела. То есть при достаточной обеспеченности опекуна жильем его подопечный может проживать и на его площади.

Жилищная обеспеченность инвалида

Соответствующие выводы КС РФ сделал, изучив жалобу жительницы Астрахани, чья совершеннолетняя дочь признана неспособной обходиться без посторонней помощи. Заявительница оспаривала конституционность пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и части 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". По ее мнению, эти нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Положение закона о соцзащите, как посчитал КС РФ, подразумевает, что инвалиды, вставшие на учет после 1 января 2005 года, должны быть обеспечены жилым помещением, и само по себе не направлено на ограничение конституционных прав, а будучи отсылочным, подлежит применению в системной связи с иными его нормами и нормами жилищного законодательства. Производство по нему было прекращено.

Таким образом, предметом рассмотрения КС РФ стала оспариваемая норма ЖК РФ, поскольку именно она определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, имеющего назначенного опекуна и нуждающегося в постоянном постороннем уходе.

Вне очереди только инвалиду

Как следует из материалов дела, заявительница, ее муж и дочь, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.

Кировский районный суд Астрахани в 2013 году удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи заявительницы, и обязал местные власти предоставить семье из трех человек вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов. Но апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда это решение отменено с вынесением нового решения, в соответствии с которым орган местного самоуправления обязан предоставить по договору социального найма вне очереди только инвалиду - дочери заявительницы. Суд сослался на оспариваемое положение ЖК РФ, которое гласит, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Предполагалось, что опеун недееспособной женщины должен ждать очереди на предоставление жилья на общих основаниях.

В разных комнатах

КС РФ указал, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, в расчете лишь на одного инвалида, нуждающегося в постоянном уходе, способно привести к нарушению конституционных установлений и правовых позиций.

"Их нарушение может быть выражено в предоставлении гражданину жилого помещения на таких условиях, которые вынуждают обоих – гражданина и опекуна – вселиться в помещение, пригодное по размеру для проживания одного лишь страдающего тяжелой формой упомянутого хронического заболевания гражданина, хотя согласно законодательству проживание с ним в одном жилом помещении считается невозможным, либо заставляют исполнять опекунские обязанности в заведомо непригодных жилищных условиях с вероятным или неизбежным нарушением прав и законных интересов недееспособного подопечного и самого опекуна", - говорится в постановлении КС РФ. Проще говоря, в случае предоставления инвалиду и опекуну жилья, они должны жить в разных комнатах.

При этом КС РФ отметил, что если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то по общему правилу другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным.

Только в исключительных случаях

Оспариваемое положение было признано соответствующим Конституции РФ, поскольку оно допускает предоставление жилья в расчете на недееспособного гражданина и его опекуна по одному договору социального найма, но только в исключительных случаях.

Как указал КС РФ, нормы ЖК РФ предполагают возможность принятия решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма инвалиду и опекуну, когда требуется постоянное присутствие последнего.

"Нормы ЖК РФ не препятствуют предоставлению в исключительных случаях, если иным образом обеспечить внеочередное предоставление жилого помещения такому гражданину невозможно, жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену семьи подопечного по смыслу семейного законодательства, осуществляющему за ним постоянный уход. А также нормы ЖК РФ не могут служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения такому гражданину с учетом необходимости проживания в нем членов его семьи (включая опекуна), если, исходя из обстоятельств конкретного дела, они совместно осуществляют уход за ним, и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади", - сказано в материалах дела.

Решения по делу заявительницы подлежат пересмотру.