МОСКВА, 26 ноя — РАПСИ, Никита Ширяев. Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, не допустимо разрешать в порядке третейского разбирательства, если иное не установлено федеральным законом или международным договором, следует из проекта постановления Пленума Верховного суда (ВС) РФ.
"В частности, не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; по делам, связанным с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, например, в сфере эмиссии ценных бумаг (часть 1, пункт 2 части 2 статьи 2251 АПК РФ, пункт 8 части 1 статьи 22, часть 1 статьи 221, часть 4 статьи 1 ГПК РФ); по делам, возникающим из налоговых, таможенных, бюджетных правоотношений", — говорится в тексте документа.
При этом, как указывает ВС, федеральные законы могут содержать исключения из данного правила. Так, споры, возникающие в профессиональном спорте, включая индивидуальные трудовые споры, передаются их сторонами в третейский суд, администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, рассматривающим споры в профессиональном спорте и спорте высших достижений.
Затрагивая тему разрешения споров в сфере госзакупок, пленум поясняет, что такие дела не могут быть переданы в третейский суд до дня вступления в силу специального федерального закона, устанавливающего порядок определения постоянно действующего арбитражного учреждения, которое вправе администрировать (выполнять функции по организационному обеспечению арбитража — прим. ред.) споры, возникающие в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
"Данное правило не распространяется на арбитражные соглашения, заключаемые исполнителями государственных или муниципальных контрактов с привлекаемыми для исполнения третьими лицами, когда такое привлечение не запрещено федеральным законом и осуществляется по правилам гражданского законодательства", — уточняет высшая инстанция.
Во вторник пленум ВС отправил на доработку в редакционную комиссию проект постановления "О выполнении судами, арбитражными судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении внутреннего третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража".