МОСКВА, 26 ноя — РАПСИ, Никита Ширяев.​ Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, не допустимо разрешать в порядке третейского разбирательства, если иное не установлено федеральным законом или международным договором, следует из проекта постановления Пленума Верховного суда (ВС) РФ.​

"В частности, не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда споры по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; по делам, связанным с​ оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, например, в сфере эмиссии ценных бумаг (часть 1, пункт 2 части 2 статьи 2251​ АПК РФ, пункт 8 части 1 статьи 22, часть 1 статьи 221, часть 4 статьи 1 ГПК РФ);​ по делам, возникающим из налоговых, таможенных, бюджетных правоотношений", — говорится в тексте документа.​

При этом, как указывает ВС, федеральные законы могут содержать исключения из данного правила.​ Так, споры, возникающие в профессиональном спорте, включая индивидуальные трудовые споры, передаются​ их​ сторонами​ в третейский суд,​ администрируемый постоянно действующим арбитражным учреждением, рассматривающим споры в профессиональном спорте и спорте высших достижений.​

Затрагивая тему разрешения споров в сфере госзакупок, пленум поясняет, что такие дела не могут​ быть переданы в третейский суд до дня вступления в силу специального федерального закона, устанавливающего порядок определения постоянно действующего арбитражного учреждения, которое вправе администрировать (выполнять функции по организационному обеспечению арбитража —​ прим. ред.)​ споры, возникающие в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.​

"Данное правило не распространяется на арбитражные соглашения, заключаемые исполнителями государственных или муниципальных контрактов с привлекаемыми для исполнения третьими лицами, когда такое привлечение не запрещено федеральным законом и осуществляется по правилам гражданского законодательства", — уточняет высшая инстанция.

Во вторник пленум ВС отправил на доработку в редакционную комиссию проект постановления "О выполнении судами, арбитражными судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении внутреннего третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража".