САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 июл — РАПСИ, Михаил Телехов. Один из обвиняемых в подготовке теракта в метро Петербурга Бахрам Эргашев с 14 лет имеет закрытую форму туберкулеза, но разрешение на въезд в Россию из Киргизии получил.

У него приняли все документы в Управлении по вопросам миграции и зарегистрировали по адресу, где он ни разу не появился, а жил в квартире совсем в другом районе. Об этом он сам сообщил прокурору на допросе в ходе процесса, который ведет в Петербурге коллегия Московского окружного военного суда.

Резиновая квартира

Подсудимый общался с участниками процесса с помощью переводчика. Он рассказал, что приехал в Петербург 20 марта 2017 года и что на улице Красного текстильщика (операционный центр Управления трудовой миграции ГУ МВД России по Петербургу и Ленинградской области — прим. ред.) у него приняли все документы и зарегистрировали на Алтайской улице, добавив, что точного адреса он не помнит. Прокурор уточнила суду, что Эргашев был зарегистрирован по адресу: Алтайская ул., д 26, стр. 1. кв. 4. "Я не знаю, где находится этот дом, я там никогда не был. Меня позвал работать в Петербург мой одноклассник Сейфулла Хакимов (также один из обвиняемых по этому делу — прим. ред.), он встретил меня в аэропорту и сразу привел в квартиру на Товарищеском проспекте (где были задержаны предполагаемые организаторы теракта). Это была однокомнатная квартира", — рассказывал суду Эргашев.

По его словам в этой квартире жили он, Хакимов, братья Эрматовы Ибрагим и Мухамадюсуп, Дилмурад Муидинов, Азамжон Махмудов, потом еще приехал Махамадюсуф Мирзаалимов, — все они также присутствуют в зале суда.

Эргашев рассказал, что они с Хакимовым работали на отделочных работах в "банке Плаза" (бизнес-центр Санкт-Петербург Плаза — прим. ред.), приходили туда в десять часов утра, уходили в восемь вечера, а иногда задерживались на работе и по ночам, дома ни с кем не общались, только здоровались.

Намаз — после ареста

Вопросы и прокурора, и адвоката, касающиеся непосредственно подготовки теракта были схожими: "Вы знаете, кто такой Джалилов (Акбаржон Джалилов, смертник, исполнитель теракта — прим. ред.)? Видели ли вы его? Видели ли вы в кладовке огнетушитель (из кладовки взрывотехники достали взрывное устройство, сделанное из огнетушителя — прим. ред.)? Откуда у вас на одежде следы гексогена? Имеете ли вы отношение к террористическим организациям?"

"Фамилию Джалилов услышал только на следствии, никогда его не видел, огнетушитель не видел, в кладовку не заглядывал, хотя ее и не закрывали на ключ, потому что свои вещи хранил в чемодане под кроватью. К взрывчатым веществам не прикасался, что такое гексоген, не знаю. Когда нас задерживали, всю одежду упаковали, а мою нет, может тогда гексоген на нее и попал. Про террористов я слышал только по радио. У меня семья, трое детей, мне надо деньги зарабатывать. Я не религиозный человек, и намаз я начал совершать только после своего ареста", — пояснял Эргашев через переводчицу, которая, похоже, настолько сопереживала обвиняемому, что интонационно придавала ответам подсудимого более яркие эмоции, чем он сам.

Допросы подсудимых будут продолжены. Но на следующем заседании участники процесса будут задавать вопросы сотрудникам правоохранительных органов, задерживавшим в подмосковном Одинцово Аброра Азимова, предположительно вербовавшего смертника. По данным следствия, при захвате у Азимова был изъят пистолет Макарова с патронами.

Всего было три СВУ

На скамье подсудимых в зале Ленинградского окружного военного суда, где проходят выездные заседания МОВС, 11 человек: Аброр Азимов и его брат Акрам Азимов, Хакимов, Муидинов, Махмудов, Мирзаалимов, Эргашев, братья Эрматовы, Содик Ортиков, Шохиста Каримова.

Они обвиняются в участии в террористическом сообществе, покушении на теракт, в совершении теракта, а также незаконном обороте оружия и взрывчатых веществ (статьи 205, 30 - 205, 205.1, 205.4, 222.1, 223.1 УК РФ).

Обвинение утверждает, что 3 апреля 2017 года Джалилов пронес в метро два ранее изготовленных членами террористического сообщества взрывных устройства. Одну из бомб он разместил на платформе станции "Площадь Восстания", а вторую оставил при себе. Первое взрывное устройство было своевременно обнаружено и обезврежено. Второе взрывное устройство Джалилов привел в действие в вагоне поезда между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт".

По версии следствия, обвиняемые готовили еще один теракт в Петербурге, но не смогли исполнить задуманное, поскольку третье взрывное устройство было изъято. Также у обвиняемых было изъято оружие. У Азимовых были изъяты пистолет Макарова и граната РГД, у Ортикова — пистолет Макарова и взрывчатое вещество на основе аммиачной селитры, у Каримовой — граната РГД.