МОСКВА, 25 окт — РАПСИ, Кирилл Рябчиков. Верховный суд (ВС) России указал МВД изменить положения регламента по выдаче водительских удостоверений, закрепив возможность подтверждения оплаты госпошлины как через электронные базы, так и предоставлением платежных документов, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

Таким образом, высшая судебная инстанция России частично удовлетворила административное исковое заявление жительницы Волгоградской области Екатерины Пшеничной.

Истица просила отменить действие пункта 24 административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Так, по мнению заявительницы, в действующем регламенте отсутствуют сведения, четко регламентирующие действия сотрудников ГИБДД при проверке
оплаты госпошлины при предоставлении государственных услуг, а также ошибочно указывается государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГСМ) как единственная система подтверждения оплаты госпошлины. По мнению административной истицы, сотрудник автоинспекции должен проверять платеж через ГИС ГСМ только при отсутствии платежного документа у обращающегося гражданина.

Поводом для обращения стала неприятная ситуация, в которую попала Пшеничная. Так, при замене водительских прав истица для подтверждения оплаты госпошлины предоставила в ГИБДД квитанцию из платежного терминала. Однако сотрудник автоинспекции не принял данную квитанцию. Позже истица предоставила другой платежный документ, но также оформленный не по правилам, из-за чего вновь не смогла получить новое водительское удостоверение. В итоге, новые права автолюбительница смогла получить только после того, как оплата отобразилась в ГИС ГСМ.

При этом представители МВД с заявленным иском не согласились, посчитав требования незаконными и основанными на ошибочном толковании закона.

"Проверка уплаты госпошлины не является отдельной административной процедурой. В существующих правилах содержится четкий регламент, который, в том числе, содержит требования о проверке факта уплаты госпошлины и является обязанностью сотрудника ГИБДД. Оспариваемый пункт никак не регламентирует порядок проверки платежа. Основанием для подтверждения оплаты госпошлины является информация из ГИС ГСМ, также сотрудники по умолчанию используют в качестве подтверждения платежа документ оформленный по установленным правилам, поэтому ситуация истицы, когда платежка была без подписи, а информации в системе еще не было, законно стала основанием для приостановлении предоставления госуслуги", — рассказала представительница МВД.

Однако суд решил требования истицы частично удовлетворить, поддержав представителей Минюста и прокуратуры.

"Мы полагаем, что часть 3 статьи 333 Налогового кодекса РФ предусматривает подтверждение платежа через платежный документ или через автоматизированную систему. При этом оспариваемый пункт предполагает подтверждение оплаты только через ГИС ГСМ, поэтому считаем в данной части  требования истца необходимо удовлетворить", — уточнила позицию представительница Минюста.

Схожую позицию высказал и представитель прокуратуры. Так, по мнению надзорного ведомства, раздел 3 статьи 12 ФЗ "Об организации предоставления госуслуг" уже достаточно регулирует действия компетентных лиц по проверке оплаты госпошлин. При этом в оспариваемом пункте регламента действительно отсутствует возможность подтверждения оплаты на бумажном носителе.

Таким образом, ВС постановил внести изменения в оспариваемый пункт регламента МВД по выдаче водительских удостоверений, закрепив возможность подтверждения оплаты госпошлины предоставлением правильно оформленных платежных документов.