МОСКВА, 8 окт — РАПСИ. Апелляционная коллегия Верховного суда (ВС) РФ 20 ноября рассмотрит жалобу авиакомпании "Победа" на решение о признании законной обязанности перевозчиков провозить сверх нормы ряд предметов ручной клади в салоне самолета, говорится на сайте суда.

Министерство транспорта РФ в октябре 2017 года утвердило изменения в правила перевозки ручной клади в самолетах: авиакомпании смогли установить бесплатную норму провоза багажа (не менее 5 кг — прим. ред.), но стали обязаны разрешить пассажиру без взвешивания взять на борт дамскую сумку или портфель, букет цветов, верхнюю одежду, детское питание, костюмы в портпледе, детские кресла, лекарства, костыли и трости, а также товары из duty free.

Представители авиакомпании просят ВС признать частично недействующим пункт 135 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". В исковых требованиях "Победа" просит не ограничивать пронос "социальной" клади: лекарств, детских люлек, костылей и тростей для ходьбы.

Лоукостер хочет использовать другие правила: авиакомпания разрешает взять на борт только кладь, которая помещается в специальный калибратор размером 36х30х27 см, а все остальные вещи она предлагает сдавать в багаж за дополнительную плату. Перевозчик обращает внимание только на размеры вещей, а не на вес. Юристы "Победы" просят суд частично отменить данный пункт правил, а административных ответчиков — Минтранс и Минюст — разработать другой порядок проноса ручной клади, определить и структурировать "безразмерные" личные вещи.

Первым делом — безопасность

Во время рассмотрения дела в первой инстанции в судебном заседании участвовал генеральный директор лоукостера Андрей Калмыков. По его словам, "Победа" обратилась к производителю самолетов Boeing для консультации по установлению размера безопасно провозимой ручной клади. Производитель воздушного судна рассчитал размеры калибратора исходя из возможности перевозки 189 пассажиров, поскольку перевозчик использует только один тип самолетов: Boeing 737-800.

Позицию авиакомпании выразил адвокат Генрих Падва: "Эти пункты вроде бы не очень звучат серьезно. Речь идёт о том, что они не обеспечивают безопасность полёта пассажиров. В законе неоднократно установлена формулировка "в пределах нормы". А в пункте 135 у нас есть целый перечень вещей без ограничения их предела нормы. Пассажиры, заходящие первыми в салон, заполняют полностью все багажные отсеки. Ради нашей безопасности авиакомпания хочет ограничить размер ручной клади, чтобы вещи не летали по салону во время турбулентности".

Представители авиакомпании неоднократно отмечали, что цель лоукостера не нажиться на пассажирах, а обеспечить безопасность в салоне самолета. "Все места для багажа в самолете бесплатно отданы клиентам, мы не пытаемся заработать, а хотим навести порядок", — добавил Калмыков. Юристы авиакомпании считают, что ряд предметов ручной клади четко не определены и в качестве женской сумки суд может признать даже портфель с лямками.

Цветы и шубы

Представители истцов в подтверждение своих требований принесли в зал суда калибратор — металлический ящик синего цвета с высокой "спинкой" и продемонстрировали суду "абсурдное" количество вещей, которое может взять пассажир на борт без ограничения по весу. Глава авиакомпании положил рядом с измерителем несколько деловых сумок, портпледы с костюмами и букеты цветов, чтобы продемонстрировать суду возможное злоупотребление пассажиров правилами.

Также истцы выразили своё негативное отношение к возможности пассажиров брать на борт букеты цветов из-за устройства циркуляции воздуха и небезопасности полёта пассажиров аллергиков, а также отметили хитрость пассажиров, летающих на шопинг.

"Наша компания летает в пригород Милана, и люди берут с собой в салон по три шубы и на регистрации говорят, что это ручная кладь. Нам приходится её перевозить в салоне", — заявил глава авиакомпании. Административный ответчик утверждал, что ограничивать возможность провоза в салоне верхней одежды нельзя, поскольку "Победа" не использует проход через "рукав" из зданий аэропорта, и люди часто находятся на улице при отрицательных температурах.

Позиция ответчика

В ходе судебного заседания представители Минтранса заявили, что обжалуемые правила будут изменяться для установления правовой определённости, но в удовлетворении требований авиакомпании просили суд отказать. По мнению ведомства, авиакомпания хочет увеличить сборы с пассажиров, а не заботится о безопасности перевозки. Ведомство разрабатывает проект изменений в оспариваемые правила, в соответствии с которым нормы 135 пункта будут перенесены в другой пункт документа и впоследствии отредактированы.

Представитель Минюста также просил суд отказать в иске, подтвердив, что законность правил и перечня ручной клади не раз проверялись ведомством.

Прокуратура выступила на стороне ответчиков, заявив, что оспариваемые нормы не противоречат другим законам, а направлены исключительно на защиту пассажиров.

"В удовлетворении административного заявления компании "Победа" отказать", — огласил решение судья.