С.-ПЕТЕРБУРГ, 9 июл - РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ признал порочной практику арбитражей отказывать в пересмотре дел предпринимателям, которым удалось в судах общей юрисдикции отменить нарушавшие их права постановления органов власти, но с момента, наступившего после того, как они были применены к заявителям, говорится в постановлении КС РФ.

Соответствующее решение было принято после рассмотрения жалобы ООО "Альбатрос", которое просило проверить на соответствие Конституции РФ пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражно-процессуального кодекса (АПК) РФ, и основано на ранее вынесенных правовых позициях суда. КС не нашел противоречий с основным законом, но обозначил конституционно-правовой смысл оспаривавшихся норм.

Как следует из материалов дела, в 2015 году между компанией "Альбатрос", оказывающей туристические и экскурсионные услуги, и администрацией Петербурга был заключен договор об аренде причала на набережной реки Мойки у Марсова поля. Как следует из заявления, аренда должна была пролонгироваться, но этому помешало постановление правительства Петербурга, согласно которому эту часть набережной внесли в перечень мест, запрещенных для стоянки и остановки транспортных судов.

"Альбартос" дошел до Верховного суда (ВС) РФ, где оспорил произвольный запрет на стоянку.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ апелляционным определением от 22 марта 2017 года удовлетворила административные исковые заявления "Альбатроса" и ряда иных лиц, признав спорный пункт перечня противоречащим Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и закону Санкт-Петербурга "О транспортном обслуживании водным транспортом" и недействующим с момента вступления данного апелляционного определения в законную силу.

После этого решения "Альбатрос" обратился в арбитражные суды с требованием пересмотреть решения, принятые ранее не в его пользу в связи с новыми обстоятельствами, под которыми подразумевалось постановление ВС РФ. Но компании отказали ввиду того, что спорный пункт признан недействующим лишь с момента вступления в силу судебного акта, то есть, по мнению арбитражных судов, "Альбатросу" было отказано в пролонгации договора законно, поскольку на тот момент оспоренный нормативно-правовой акт городских властей считался действующим.

КС отметил, что заявитель предпринял все меры по отстаиванию своих прав: понес временные и финансовые издержки, подтвердил правоту своей позиции и добился результата – удовлетворительного решения ВС РФ. При этом он же оказался в менее благоприятном положении по сравнению с теми, кто будет в дальнейшем пользоваться его достижением, не приложив никаких усилий по устранению из правового поля незаконного нормативного акта. Такая практика, по мнению КС РФ, обесценивает само право на обращение в суд с административным иском, исключает стимулы к защите своих прав, подрывает доверие к судебной системе и правосудию в целом. При этом КС отметил, что сама по себе оспариваемая норма не препятствует восстановлению имущественных прав именно того лица, которое добилось признания акта недействующим. 

"По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оспариваемые положения АПК не препятствуют пересмотру по новым обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда по заявлению лица, в связи с административным иском которого положенный в основу этого судебного акта нормативный правовой акт признан недействующим судом общей юрисдикции, вне зависимости от того, с какого момента данный нормативный правовой акт признан недействующим. Конституционно-правовой смысл оспариваемых норм, выявленный в настоящем постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике" - гласит постановление КС.

Правоприменительные решения по делу "Альбатроса" подлежат пересмотру в установленном порядке.