Верховный суд РФ защитил трудовые права адвокатов, нотариусов, домработниц, нянь и фермеров — высшая инстанция разъяснила российским судам, что практически во всех конфликтах сотрудников и работодателей — представителей малого и микробизнеса — они должны защищать работников.

В частности, пленум указал, что сотрудники малых предприятий не несут судебных расходов при трудовых спорах, даже если они проиграют дело. Также ВС РФ разрешил в качестве доказательства трудовых взаимоотношений представлять переписку по e-mail и аудиозаписи разговора с начальством. Кроме того, суд объяснил нюансы взыскания задолженности по выплате зарплаты, если сотрудник малого бизнеса работал без трудового договора.

Споры без судебных расходов

Адвокаты, няни и фермеры не несут судебных расходов при трудовых спорах, даже если они проиграют дело. ВС ссылается на подпункт 1 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса и статьи 393 Трудового кодекса, которые регламентируют, что сотрудники, «работающие у работодателя — физического лица или у работодателя — субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, при обращении в суд с требованиями, вытекающими из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, освобождаются от уплаты судебных расходов независимо от результатов рассмотрения судом их требований, в том числе в случае частичного или полного отказа в их удовлетворении».

На кого распространяется

ВС уточняет, что положения главы 48 ТК РФ распространяются на нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших кабинеты, патентных поверенных и оценщиков, занимающихся частной практикой. Кроме того, нормы применяются к лицам, вступающим в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства: приготовления пищи, уборки жилых помещений, присмотра за детьми, ухода, наблюдения за состоянием здоровья и т.п.

Если физические лица осуществляют предпринимательскую и профессиональную деятельность без государственной регистрации или лицензирования и вступили в трудовые отношения с работниками, то они несут обязанности, возложенные ТК РФ на работодателей — индивидуальных предпринимателей, поясняет ВС РФ.

В качестве работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, могут выступать хозяйственные общества и партнерства, производственные кооперативы, крестьянские и фермерские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели. Однако при этом их работа должна соответствовать нормам ФЗ от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В частности, численность их работников не должна превышать 15 человек, а доход за предшествующий календарный год не должен превышать 120 миллионов рублей (установленное правительством предельное значение).

Участие в процессе прокурора, омбудсмена или профсоюза

«Судам следует иметь в виду, что дела о восстановлении на работе работника, работавшего у представителя микробизнеса и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью работника, рассматриваются с участием прокурора», — поясняется в проекте постановления.

Кроме того, Уполномоченный по правам человека имеет право попросить о проверке законности вынесенного решения по конфликту сотрудника и субъекта малого бизнеса. Эта возможность омбудсмена распространяется и на вступившие в законную силу решения.

С заявлением о защите трудовых прав сотрудника микробизнеса может обратиться и профсоюз, напоминает ВС РФ.

Без досудебного порядка

Высшая инстанция указывает, что по индивидуальным трудовым спорам нет необходимости в обязательном порядке пытаться урегулировать конфликт вне суда.

«В связи с этим судья не вправе возвратить исковое заявление работника, работающего (работавшего) у работодателя — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на основании пункта 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ, а суд — оставить заявление без рассмотрения на основании абзаца второго статьи 222 ГПК РФ (в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора)», — указывает ВС.

Право на бесплатную помощь

Он также напоминает судам об обязанности разъяснять сотрудникам компаний малого бизнеса о возможности получения бесплатной юридической помощи. 

Такое право предусмотрено в случаях и в порядке, установленных законом от 21 ноября 2011 года № 324 «О бесплатной юридической помощи».

Например, право на получение бесплатной юридической помощи имеют инвалиды I и II групп, являющиеся истцами по требованиям о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью, уточняет ВС РФ.

Доказательства трудовых отношений

Переписка по электронной почте, аудиозапись разговора, пропуск на территорию компании и показания свидетелей могут являться доказательствами существования трудовых взаимоотношений между сотрудником и работодателем, говорится в постановлении пленума.

ВС разъясняет, что в случаях, когда работодатель отрицает наличие трудовых отношений с сотрудником, суды могут отнести к признакам существования такой связи:

— выполнение работником действий в соответствии с указаниями работодателя;

— его интегрированность в организационную структуру работодателя;

— признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;

— оплата работодателем расходов, связанных с поездками сотрудника;

— осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным или основным источником доходов;

— предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем (рекомендация № 198 о трудовом правоотношении, утвержденная Генеральной конференцией Международной организации труда 15 июня 2006 года).

«При разрешении вопроса, имелись ли между сторонами трудовые отношения, суд в силу статей 55, 59 и 60 ГПК РФ вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством. К таким доказательствам, в частности, могут быть отнесены письменные доказательства — оформленный пропуск на территорию работодателя, журнал регистрации прихода-ухода работников, графики работы, смены, отпусков, документы о направлении работника в командировку, о возложении на него обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, о полной материальной ответственности, расчетные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денежных средств на банковскую карту работника, заполняемые или подписываемые работником товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах, журнал посетителей, переписка сторон спора, в том числе по электронной почте, документы по охране труда, как то: журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, направление работника на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра работника, карта специальной оценки условий труда — а также свидетельские показания, аудио- и видеозаписи и другие», — разъясняет ВС РФ.

Отсутствие договора

Высшая инстанция отмечает, что отсутствие регистрации трудового договора не является основанием для признания его незаключенным и не освобождает работодателя от выплаты сотруднику заработной платы и исполнения других обязанностей, возложенных трудовым законодательством.

«Необходимо иметь в виду, что, если такой работник приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным», — указывается в документе.

В связи с этим доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить именно работодатель, поясняет ВС.

При этом, напоминается в постановлении, обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений также возлагается на работодателя.

«Неоформление работодателем или его уполномоченным представителем, фактически допустившим работника к работе, в письменной форме трудового договора в установленный статьей 67 ТК РФ срок, вопреки намерению работника оформить трудовой договор, может быть расценено судом как злоупотребление со стороны работодателя правом на заключение трудового договора (статья 22 ТК РФ)», — указывается в документе.

ВС также разрешил судам признавать договоры о платном оказании услуг трудовыми, если в процессе будет установлено, что фактически между сторонами состояли именно трудовые взаимоотношения. При этом неустранимые сомнения о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми толкуются в пользу наличия трудовых отношений (часть третья статьи 191 ТК РФ), отмечает высшая инстанция.

Размер оклада

ВС РФ поясняет, что при рассмотрении дел о взыскании заработной платы сотрудников, трудовые отношения с которыми не оформлены в установленном законом порядке, суды могут ориентироваться на средний размер стоимости подобных услуг в данном регионе либо исходить из суммы минимального размера оплаты труда.

«Судам следует учитывать, что в случае отсутствия письменных доказательств, подтверждающих размер заработной платы, получаемой работниками, работающими у работодателя — физического лица или у работодателя — субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, суд вправе определить ее размер, исходя из обычного вознаграждения работника его квалификации в данной местности, а при невозможности установления размера такого вознаграждения — исходя из размера минимальной заработной платы в субъекте РФ (часть 3 статьи 37 Конституции, статья 1331 ТК РФ, пункт 4 статьи 1086 Гражданского кодекса РФ)», — говорится в постановлении пленума.

ВС также отмечает, что сотрудник является экономически более слабой стороной в трудовых правоотношениях, чем работодатель, поэтому суды должны прикладывать максимум усилий для надлежащей защиты его прав и законных интересов.

Алиса Фокс